В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Обсудили с экспертами перспективы рынка спутникового ШПД, его социальную и коммерческую составляющую, факторы, влияющие на развитие данного направления.
We discussed with the experts the prospects of the satellite broadband market, its social and commercial component, and which factors influence on its development.
– Что-нибудь мешает сегодня развитию спутникового ШПД в России? Что именно?
– Основным препятствием для взрывного роста рынка спутникового ШПД на текущий момент является стоимость комплекта абонентского оборудования. Несмотря на то, что партнеры ГП КС прикладывают максимум усилий к снижению стоимости конечного оборудования, применяя различные маркетинговые приемы, его стоимость по-прежнему остается достаточно высокой. Одним из вариантов решения проблемы может быть максимальная локализация производства для снижения таможенной и логистической составляющих в структуре цены конечного оборудования.
– Какие факторы влияют на стоимость абонентского оборудования и услуги? Можно ли в ближайшие годы или в перспективе ожидать снижение стоимости оборудования и услуг спутникового ШПД?
– Сеть спутникового ШПД ГП КС, развернутая в Ка-диапазоне частот на космических аппаратах "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6", построена на базе оборудования Jupiter производства компании Hughes. Фактически сейчас на стоимость оборудования влияют несколько факторов – размер единовременно поставляемой партии (чем партия больше, тем стоимость единицы оборудования ниже) и таможенные платежи. В настоящее время ведутся переговоры с представителями компании Hughes по вопросу локализации производства оборудования. В случае если итог переговоров окажется успешным, можно ожидать определенное снижение стоимости оборудования. Что касается стоимости услуг спутникового ШПД, уже сейчас на отдельных тарифных планах партнеров ГП КС она сопоставима со стоимостью мобильного ШПД. Поэтому стоимость самих услуг уже не является главным сдерживающим фактором в развитии спутникового ШПД в целом.
– Можно ли сказать, что развитие спутникового ШПД несет также и социальную нагрузку? Нужна ли здесь помощь и поддержка государства?
– Безусловно, приход спутникового ШПД в места, где до этого надежная и стабильная связь отсутствовала, это, в первую очередь, социальная миссия. В этом контексте поддержка государства в устранении цифрового неравенства и продвижении спутникового ШПД могла бы придать новый импульс развитию спутникового ШПД в регионах.
– Как рынок спутникового ШПД влияет в целом на развитие рынка спутниковой связи?
– В целом ситуация двоякая: с одной стороны, мы имеем долгожданное снижение стоимости и доступность спутникового ШПД для конечного пользователя, хотя, конечно же, до сих пор цена "входного билета" еще слишком высока. С другой стороны, у нас есть корпоративные клиенты с логичным, на первый взгляд, желанием оптимизировать издержки на связь. Но при этом ряд корпоративных заказчиков хочет получать услуги с полным набором атрибутов, присущих корпоративным сервисам в системах, которые в первую очередь предназначены для конечного пользователя.
Здесь мы сталкиваемся с перетоком пользователей из сегмента, в котором предоставляются сервисы с гарантированными параметрами качества, в сегмент массового спутникового ШПД, который по определению не может обеспечить корпоративных заказчиков сервисами с требуемыми параметрами качества. Уже есть примеры, когда корпоративные заказчики вначале переходили в пользовательский сегмент и, объективно оценив получаемый набор сервисов и уровень обслуживания, возвращались обратно.
– Что-нибудь мешает сегодня развитию спутникового ШПД в России? Что именно?
– Мы видим две причины: многие просто не знают о существовании спутникового ШПД в Ка-диапазоне и стоимость клиентского оборудования для массового B2C рынка.
– Есть ли перспективы у этого рынка? Могут ли проектируемые низкоорбитальные системы LEO-HTS повлиять на мировой и росcийский рынок ШПД?
– Перспективы, безусловно, есть. За восемь месяцев этого года мы и наши партнеры установили более 2500 терминалов. В основном это B2C-рынок. Многие B2B-клиенты сейчас тестируют оборудование. Возможности для его применения очень большие. Мы также запустили SNG-решение для телеканалов. Работаем над решениями для транспорта.
Что касается новых систем LEO HTS, то все они будут иностранными. Поэтому ожидать более низких цен не стоит.
– Какие факторы влияют на стоимость абонентского оборудования и услуги? Можно ли в ближайшие годы или в перспективе ожидать снижение стоимости оборудования и услуг спутникового ШПД?
– К сожалению, оборудование для спутникового ШПД не производится в России, так же как и HTS-спутники в Ка-диапазоне. Поэтому в рублях сегодня оно стоит дороже, чем мы бы хотели. Мы рассматриваем вариант сборки оборудования в России, но это займет время.
Как рынок спутникового ШПД влияет в целом на развитие рынка спутниковой связи?
Спутниковый ШПД позволяет быстро и эффективно решить вопросы подключения к Интернету и организации сетей передачи данных. Для этого нужно лишь установить приемопередающий терминал с антенной 70 см и выбрать наиболее выгодный тариф с оплатой по полосе или по трафику. Для установки терминала разработаны специальные приложения для iOS и Android. Такое решение идеально подходит для многих социальных программ. Мы открыты к сотрудничеству.
В ближайшие годы мы ожидаем запуск наших новых HTS-спутников со значительно большими пропускными способностями.
– Что-нибудь мешает сегодня развитию спутникового ШПД в России? Что именно?
– Мешает прежде всего высокая стоимость этих услуг, существенно превосходящая стоимость аналогичных услуг с использованием альтернативных средств доступа.
– Есть ли перспективы у этого рынка? Могут ли проектируемые низкоорбитальные системы LEO-HTS повлиять на мировой и росcийский рынок ШПД?
– Должны повлиять, они для этого и создаются.
– Какие факторы влияют на стоимость абонентского оборудования и услуги? Можно ли в ближайшие годы или в перспективе ожидать снижение стоимости оборудования и услуг спутникового ШПД?
– По-прежнему высока плата за спутниковый ресурс. Хотя в Ka-диапазоне, претендующем на массовый рынок ШПД, она снижается, но не столь быстрыми темпами, как хотелось бы пользователям. Цена абонентской спутниковой станции также остается пока выше того уровня, что может позволить себе большинство населения России, особенно в регионах с не очень развитой инфраструктурой, и сильно зависит от курса иностранной валюты, поскольку большинство компонентов импортные.
Без каких-то революционных идей не следует ожидать существенного снижения цены на оборудование, поскольку она сейчас уже на практически минимальном, с точки зрения производителя, уровне.
– Можно ли сказать, что развитие спутникового ШПД несет также исоциальную нагрузку? Нужна ли здесь помощь и поддержка государства?
– Сейчас очень активными темпами развивается процесс электронного предоставления государственных услуг, который подразумевает доступ широких слоев населения к сети Интернет. Потому, думаю, государство должно озаботиться, как сделать эту услугу доступной большей части населения. Способы достижения этого уже много раз обсуждались и известны. Главное – это добрая воля со стороны государства.
– Что-нибудь мешает сегодня развитию спутникового ШПД в России? Что именно?
– Весь потенциал роста и развития рынка спутникового ШПД связан с B2C- и B2G-сегментом, а именно с теми регионами и населенными пунктами, в которых экономически невыгодно строить ВОЛС, так как стоимость и технические характеристики спутниковых каналов связи существенно отличаются от более традиционных технологий.
Массовому развитию спутникового ШПД в России в сегменте В2С мешает в первую очередь экономическая ситуация в стране и низкая покупательная способность населения. Одной из основных помех на консьюмерском рынке остается относительно высокая стоимость абонентского терминала. К сожалению, производители не намерены в ближайшем времени менять ценовую политику. А в сегменте В2G, где цена терминала в 35–40 тыс. руб. не является препятствием, государство не спешит включать спутниковые технологии в федеральные программы развития ШПД (как, например, задачу устранения цифрового неравенства в рамках универсальных услуг связи), довольствуясь подключением только тех регионов, где возможна прокладка волоконно-оптических линий связи, вместо быстрого подключения посредством VSAT тысяч деревень и поселков на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.
На текущий момент основным драйвером рынка спутникового ШПД стал запуск в коммерческую эксплуатацию многолучевых спутников Ка-диапазона: "Экспрессы" АМ5, АМ6 и АМУ1. Но даже сниженная стоимость ресурса и приближенные к наземным сетям скорости не смогли обеспечить массовый прирост абонентов. Конечно, свою роль сыграло отсутствие широкого распространения информации и освещения технологии в СМИ.
В корпоративном секторе ситуация обстоит иначе. Основные потребители давно определились с поставщиками спутниковых сервисов и теперь "снимают сливки" от конкуренции VSAT-операторов. Существенных изменений запуск Ка-диапазона в корпоративный рынок не принес, технология пока далека от качества стандартных корпоративных сервисов, предоставляемых в Ku- и C-диапазонах. Усугубляет положение отсутствие экономического роста в стране. Бизнес показывает небольшой прирост относительно прошлых лет, но активно сокращает свои издержки. Негативно влияет и повсеместная монополизация отраслей.
– Есть ли перспективы у этого рынка? Могут ли проектируемые низкоорбитальные системы LEO-HTS повлиять на мировой и российский рынок ШПД?
– Уникальный географический охват нашей страны накладывает свой отпечаток на внедрение любой технологии. Труднодоступные районы, слабая развитость транспортных сетей, суровые погодные условия создают ограничения на распространение традиционных технологий ШПД. В этом плане спутниковые сервисы выгодно отличаются от ВОЛС и сотовых сетей, практически не имея ограничений по условиям установки – на сегодняшний день глобальными сетями обеспечивается охват даже полярных регионов. К тому же остается множество населенных пунктов, не охваченных госпрограммами, где внедрение наземных сетей экономически не обосновано. Поэтому перспектива развития рынка ШПД в России, конечно же, существует.
Делать какие-либо выводы о влиянии низкоорбитальных систем на мировой и локальный российский рынок ШПД преждевременно. Слишком много вопросов остается без ответа, и прежде всего цена услуги, стоимость и габариты абонентского терминала.
Лавинно растущие потребности передачи больших объемов данных, связанные с облачными сервисами, обработкой Big Data, IoT, IoE и т.д., являются драйвером прорывного развития сетей ШПД. Поэтому такие проекты, как разработка систем LEO-HTS, нужны спутниковому рынку и для здоровой конкуренции, и для качественного совершенствования технологий.
К безусловным преимуществам систем LEO-HTS можно отнести в разы меньшие временные задержки, сопоставимые с наземными ВОЛС. Но так ли они важны в конечном счете? Как показывает мировая практика, качественное уменьшение задержек не принесло значительного конкурентного преимущества операторам Iridium и Globalstar по сравнению с системой GEO Inmarsat.
Заявленные возможности систем LEO-HTS выглядят на сегодняшний день чересчур оптимистичными. Достижение высокой пропускной способности сети до 20 Тбит/с на порядок превышает совокупные планы развития сетей на геостационарных бортах. При этом анонсированы удивительно низкие конечные стоимости за Мбит. Каким образом инвесторы будут добиваться возврата инвестиций в ближайшем экономическом периоде после начала коммерческой эксплуатации, остается загадкой, при условии практически копеечных ARPU.
Стоит учитывать высокие экономические риски, связанные с большими капиталовложениями в наземную инфраструктуру, а также с необходимостью конкурирования проектов как между собой, так и с близкими аналогами – Loon (Google), Aquila (Facebook), наземными операторами, сетями 3G и LTE, активно развивающимися в последнее время.
Без ответа остаются вопросы технологической реализации дешевых энергоемких ИСЗ, поддерживающих необходимую мощность сигнала, удерживающих орбиту при оптимальном угле и позволяющих реализовывать межспутниковые линии связи.
Отсутствуют технические публикации, которые бы затрагивали технологии создания абонентских lowcost-терминалов с динамическим отслеживанием перемещения спутников, сопоставимых по стоимости с оборудованием наземных операторов.
Неясно, как будет решаться вопрос совместного использования частот с существующими геостационарными сетями и между конкурирующими сетями LEO-HTS.
Даже преодоление всех изложенных трудностей в конечном счете не дает гарантию, что абоненты предпочтут спутниковый ШПД наземным сетям, развитие и проникновение которых агрессивно наращивается с каждым годом.
К тому же на сегодняшний день усовершенствованные системы GEO-HTS прекрасно справляются со всеми задачами как массового, так и корпоративного рынка и в обозримом будущем продолжат предлагать лучшее соотношение цены/качества.
Интересными и показательными являются результаты исследований, проводимых среди экспертов рынка спутниковой связи: не менее 10% опрашиваемых экспертов, а порой и до 30% воздерживаются от оценки возможностей систем LEO-HTS, выбирая вариант ответа "слишком рано, чтобы что-то говорить".
– Какие факторы влияют на стоимость абонентского оборудования и услуги ? Можно ли в ближайшие годы или в перспективе ожидать снижение стоимости оборудования и услуг спутникового ШПД ?
– Основными факторами, влияющими на стоимость услуг, по-прежнему остаются высокая стоимость производства и вывода ИСЗ на орбиту, а следовательно и стоимость спутникового сегмента. В целом можно отметить положительные тенденции снижения стоимости спутниковых услуг, вызванные в первую очередь запуском спутников, работающих в Ка-диапазоне.
Немалую роль играет и конкуренция между операторами фиксированной спутниковой связи. При сжатии рынка и отсутствии роста потенциальной целевой аудитории мы имеем возможность наблюдать за экспериментами некоторых компаний с демпингом. Ставя целью захват максимальных долей рынка или "быстрый старт", многие недооценивают свои возможности и не учитывают характерный для массового рынка отрасли низкий ARPU. Так, за прошедший год в России уже несколько VSAT-операторов покинули рынок в связи с финансовыми трудностями. Здесь можно посмотреть и на опыт сотовых операторов, которые после активного снижения стоимости услуг передачи данных повышают эти стоимости, увеличивая цены на пакетные тарифы и отказываясь от безлимитных тарифных планов.
По нашим представлениям, в ближайшие 1–2 года стоимость услуг спутникового ШПД активно снижаться не будет.
Сильное влияние на стоимость входного билета абонента оказал запуск в коммерческую эксплуатацию Ка-диапазона. Использование многолучевых спутников позволило экспоненциально нарастить пропускные способности сетей и удешевить стоимость ресурса, а снижение стоимости комплекта абонентского терминала стало возможным за счет использования меньшего диаметра, вплоть до 0,74 м, и передатчиков мощностью всего 1 Вт. Но все равно отечественные операторы остаются в данном вопросе зависимы от производителей оборудования – зарубежных вендоров, а также от текущего курса доллара к рублю.
Возможным вариантом дальнейшего удешевления оборудования могло бы стать размещение производства абонентских терминалов на территории РФ, но вряд ли российский рынок сможет выдать сравнимые с западными объемы потребления.
Несмотря на среднее снижение в 30% каждые 10 лет, стоимость у производителей комплекта в минимальной конфигурации все еще находится в диапазоне $350 и представляет собой значительное препятствие для широкого внедрения. А для российского рынка к этой цене надо еще добавить стоимость доставки, растаможивания и уплаты всех налогов.
– Можно ли сказать, что развитие спутникового ШПД несет также и социальную нагрузку? Нужна ли здесь помощь и поддержка государства?
– Давайте рассуждать честно. Все текущие спутниковые операторы – это коммерческие структуры, для которых основной целью ведения бизнеса является в первую очередь прибыльность, а не социальная нагрузка. Такие функции должно брать на себя государство в рамках реализации социальной политики.
Безусловно, внедрение любой технологии сказывается на развитии общества в целом. И проникновение спутникового ШПД в домохозяйства регионов, где практически отсутствуют альтернативные технологии, позволяет расширять возможности граждан в реализации минимума социальных услуг, гарантированных государством, таких как решение проблемы преодоления информационного неравенства, реализация потенциала развития и профильной подготовки граждан (программы онлайн-обучения и повышения квалификации), получение государственных услуг (электронное правительство), получение квалифицированной медицинской помощи (телемедицина), реализация прав на защиту (оповещение при возникновении ЧС), обеспечение населения услугами связи. Реализация социальной политики в текущих реалиях возложена целиком и полностью на регионы, не имеющие альтернативы спутниковым технологиям, большая часть этих регионов является дотационными. Конечно, VSAT-операторы прикладывают усилия для поиска возможных lowcost-решений. Но можно сказать, что без государственной поддержки регионов реальных успехов достичь будет не просто.
– Если опираться на мировой опыт – какая страна наиболее близка к России по развитию спутникового ШПД? На чей пример лучше ориентироваться?
– К сожалению, Россия по степени проникновения спутникового ШПД в домохозяйства ближе всего к странам с развивающейся экономикой и обширными труднодоступными территориями с относительно невысокой плотностью населения. (Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Индонезия, Филиппины), где распространенность использования наземных и беспроводных радиосетей в несколько раз превышает спутниковые. В корпоративном секторе ситуация ближе к Северной Америке и Европе.
В целом сложно сравнивать развитие рынка спутникового ШПД в различных по экономическому и социальному уровню странах. Если проанализировать стратегии выхода глобальных операторов на локальные развивающиеся экономики, то можно отметить положительное влияние на развитие рынка консолидации с местными операторами и государственной поддержки. Конечно, и российские операторы неоднократно обращали внимание соответствующих госструктур на опыт зарубежных коллег, но, судя по реализуемым программам (в том числе задачи устранения цифрового неравенства), государством выбран курс на максимальное развитие наземных сетей. Вендоры тоже пока не готовы идти на уступки и формировать специальные ценовые условия, пока их интересы не будут учтены в прибылях VSAT-операторов. Остается только надеяться, что в ближайшее время ситуация сможет измениться и обе стороны обратят внимание на потребителей и потенциал рынка, в котором работают.
Поэтому в вопросе ориентирования следует смотреть не на чей-то опыт, а анализировать реальные макроэкономические показатели, географическое смещение спроса, государственную социальную политику и реализуемые стратегии глобальных операторов. Скорее всего, Россию и в этом случае ожидает собственный уникальный путь.
– Как рынок спутникового ШПД влияет в целом на развитие рынка спутниковой связи?
– Спутниковый ШПД, несомненно, должен быть одним из драйверов развития консьюмерского рынка спутниковой связи, но на данном этапе можно сказать, что весь рынок находится под сильным давлением из-за снижения экономического роста и усиления конкуренции от наземных и сотовых операторов ШПД. Тем не менее формирование осознанной потребности в широкополосном доступе у потребителей наземных операторов может стать хорошим толчком в подогреве рынка подвижной спутниковой связи (COTM), выраженным в росте спроса на спутниковые сервисы в смежных отраслях, таких как пассажирское судоходство и авиация. Сформированный за счет наземных и сотовых сетей спрос на услуги ШПД аналогично влияет на корпоративный сегмент – в современной компании сотрудники предпочитают всегда оставаться на связи вне зависимости от их текущей локации, а бизнесу нужно подключать к своим информационным сетям даже самые отдаленные филиалы.
– Что-нибудь мешает сегодня развитию спутникового ШПД в России? Что именно?
– На мой взгляд, самая главная проблема, которая стоит перед операторами, состоит в том, что рынок спутникового ШПД не расширяется, Клиентская база на рынке ШПД одна, происходит борьба за потребителей.
На спутниковый бизнес в целом негативно влияет строительство оптики в больших городах, таких как Магадан и Петропавловск-Камчатский. Сейчас оптика проведена в Норильск, в октябре ожидается начало ее эксплуатации.
– Есть ли перспективы у этого рынка?
– Перспективы, конечно же, есть. Рост трафика происходит, и это факт. Правда, стоимость трафика остается высокой, спутниковые каналы довольно дорогие. При этом если стоимость доступа будет снижаться, то объем трафика будет расти даже быстрее, чем будет падать стоимость мегабайта.
– Могут ли проектируемые низкоорбитальные системы LEO-HTS повлиять на мировой и росcийский рынок ШПД?
– Спутники HTS – это хороший задел для того, чтобы стоимость мегабита упала. На спутниках нового поколения эффективнее работает пропорция МГц/Мбит, с одного мегагерца можно на выходе получить больше мегабит. Соответственно, стоимость должна снижаться.
Что касается LEO-орбиты, то эффективное ее использование – это вопрос ближайшего будущего, пока же подавляющее большинство коммерческих систем использует геостационарную орбиту.
– Можно ли сказать, что развитие спутникового ШПД несет также и социальную нагрузку? Нужна ли здесь помощь и поддержка государства?
– Очевидно, что есть целые регионы, где спутникам ШПД альтернативы нет, а поэтому данные сети безоговорочно несут социальную нагрузку. Существуют программы ликвидации цифрового неравенства, и государство их поддерживает.
Операторы, которые работают с физическими лицами, рассчитывают на поддержку государства в первую очередь в плане снижения стоимости конечного оборудования.
– Как рынок спутникового ШПД влияет в целом на развитие рынка спутниковой связи?
– Я бы вернулся к тому, с чего мы начинали. Спутниковая связь делится на ШПД и канальную составляющую, где спутники предназначены для построения широкополосных каналов. Другими словами, в крупные города приходит оптика и там мы теряем магистральные каналы с высокой пропускной способностью. Это говорит о том, что рынок ШПД расширяется, а другие виды спутниковой связи сокращаются.
Зададимся вопросом: готовы ли спутниковые операторы запускать новые спутники в связи с ростом рынка ШПД? Я считаю, что нет. Рынок ШПД не является драйвером, побуждающим владельцев корпораций запускать больше спутников. Поэтому HTS-спутники – первый этап переосмысления спутниковых технологий.
Неоспоримый плюс спутниковых технологий – это мобильность. На сегодняшний день спутниковая связь – это дорого и громоздко, но ведь HTS-спутники – это только начало. В перспективе 5–7 лет, я считаю, можно будет добиться приема сигнала на компактный и недорогой "спутниковый смартфон". Это будет взрывом для спутниковых технологий, даст спутниковым операторам огромный толчок для развития.
– Что-нибудь мешает сегодня развитию спутникового ШПД в России? Что именно?
– Основная проблема развития спутникового ШПД в России – это абсолютная неосведомленность населения о том, что такая услуга существует и, более того, является доступной по цене даже для отдельного домовладения. Еще выгодней она для коллективного пользования, например отдельно взятого небольшого населенного пункта.
– Есть ли перспективы у этого рынка? Могут ли проектируемые низкоорбитальные системы LEO-HTS повлиять на мировой и российский рынок ШПД?
– Перспективы этого рынка очень большие, в населенных пунктах с менее чем 250 жителей суммарно проживают более 20 млн людей, которые "не попали" в программу устранения цифрового неравенства. Думаю, что даже поселки с населением 250 человек и более не скоро получат качественный доступ в Интернет. С помощью спутникового ШПД можно быстро и эффективно решить данную задачу на постоянной основе или же временной, до тех пор, пока в населенный пункт не придут оптоволоконные линии связи. Проектируемые системы LEO-HTS будут прекрасным дополнением тогда, когда они смогут выйти на коммерческую эксплуатацию, для чего потребуется не менее пяти лет от сегодняшнего дня.
– Какие факторы влияют на стоимость абонентского оборудования и услуги? Можно ли в ближайшие годы или в перспективе ожидать снижение стоимости оборудования и услуг спутникового ШПД?
– Стоимость абонентского оборудования, включая антенну, опору, приемопередатчик, модем, кабели и комплектующие, уже сегодня составляет половину цены премиальных смартфонов, и кардинально она уже не поменяется, в то время как стоимость услуги находится в руках оператора. В зависимости от используемой оператором бизнес-модели стоимость и оборудования, и услуги может быть максимально приближена к ожиданиям рынка. Давно не секрет, что в Европе можно "купить" любой телефон за 1 евро, к примеру…
– Можно ли сказать, что развитие спутникового ШПД несет также исоциальную нагрузку? Нужна ли здесь помощь и поддержка государства?
– Да, безусловно, и в качестве примера я и рассказал о возможных решениях устранения цифрового неравенства, что является социальной задачей государства. Если государство поможет в решении основной проблемы – повышении осведомленности населения посредством рекламы на федеральном уровне, это и будет реальная помощь всем нам!
– Если опираться на мировой опыт, какая страна наиболее близка к России по развитию спутникового ШПД? На чей пример лучше ориентироваться?
– Я могу привести в пример Бразилию, где мы вышли на рынок спутникового ШПД в Ка-диапазоне с системой "Юпитер-1", точно такой же, какая развернута в России на спутниках "Экспресс-АМ5" и АМ6. На сегодняшний день общее количество станций составляет более 65 тыс. VSAT, из которых 25 тыс. – это индивидуальные пользователи, а остальные распределены между бизнесом и государством. В месяц осуществляется порядка 5000 включений, стоимость подключения – около 5000 руб., включая оборудование и установку, абонентская плата начинается от 1300 руб. для сервисного плана 10 Мбит/с на станцию. При этом импортная пошлина на ввоз оборудования составляет 60%, поэтому спутниковая станция в Бразилии для Хьюза обходится даже несколько дороже, чем российским импортерам/операторам. Единственное, что нас различает сегодня, – это реклама на федеральном уровне: в Бразилии она есть, а в России – нет.
– Как рынок спутникового ШПД влияет в целом на развитие рынка спутниковой связи?
– Во многих странах мира спутниковый ШПД является основным драйвером роста, но, помимо индивидуальных пользователей, существенный прирост ожидается в секторе магистральных каналов для мобильной связи (Mobile Backhaul), а также передачи информации по протоколу IP (IP Content Distribution).
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2017
Посещений: 1863
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций