В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Александр Комарицкий, генеральный директор ООО "Истар"
Существует два основных способа организации спутникового широкополосного доступа в Интернет. Первый, наиболее привычный для россиян, известен как "асимметричный". В такой схеме связи пользователи запрашивают информацию из сети Интернет по имеющимся наземным каналам, а ответ приходит через коллективный широкополосный спутниковый канал. В качестве абонентского оборудования используются спутниковые приемники данных стандарта DVB-S/S2. В качестве канала для запросов может применяться коммутируемый доступ, GPRS, UMTS и проч.
Свою популярность в России этот вид доступа получил благодаря низкой стоимости оборудования и доступным тарифам. В большинстве случаев он становился единственным вариантом организации быстрого Интернет-соединения там, где наземный ШПД еще не развит. Однако этот способ организации связи с абонентами рискует остаться в прошлом. Во-первых, на фоне развития услуг телефонии и видеокон-ференцсвязи в Интернет трафик абонентов становится менее асимметричным, а низкоскоростной запросный канал накладывает существенные ограничения. Кроме того, организация такого наземного канала нередко создает массу организационных и технических трудностей. Но основная угроза исходит от новых интерактивных спутниковых сетей ШПД. В таких сетях абонентская станция использует спутник как для приема, так и для передачи информации, т.е. она полностью независима от наземной инфраструктуры. В последние годы на рынках Европы и США появились вполне конкурентные услуги интерактивного спутникового доступа (например, сети WildBlue, HughesNet, TooWay и др.). Эти проекты развиваются достаточно интенсивно, вытесняя с рынка асимметричные решения. Цель настоящей статьи рассмотреть возможность внедрения услуг интерактивного спутникового ШПД в России.
Согласно подсчетам IDATE в высокоразвитых странах Европейского союза более 12 млн домохозяйств не имеют возможности широкополосного доступа. Наземная и мобильная инфраструктура не обеспечит 100%-ное покрытие из-за нерентабельности подключений труднодоступных домохозяйств. Благодаря масштабным государственным программам по устранению цифрового неравенства и запуску новых аппаратов диапазона Ka, спутниковый доступ получает все большую популярность: только в США к концу 2008 г. более 1 млн домохозяйств уже использовали спутниковый ШПД. Эти сети развиваются высокими темпами: десятки тысяч новых подключений в месяц. По оценке NSR, глобальный рынок спутникового ШПД к 2017 г. вырастет почти в пять раз и достигнет $3,9 млрд.
Платежеспособный спрос российских абонентов пока сложно сопоставлять с европейскими и американскими реалиями, но если в числе пользователей рассматривать и государственные учреждения, которым в рамках различных государственных программ предстоит подключиться к сети Интернет, общий объем потенциального рынка может измеряться десятками тысяч абонентов.
Российский рынок VSAT неплохо развивался в последние годы, но тарифы российских VSAT-операторов пока еще в разы превышают предложения американских и европейских сетей ШПД. Они не всегда доступны не только массовому пользователю, но дороги и для многих корпоративных клиентов. Попытаемся оценить возможность снижения цен на спутниковый широкополосный доступ в России до уровня зарубежных предложений. Очевидно, что для масштабного снижения общей стоимости услуг необходима особая стратегия для каждого из компонентов этого сервиса: оборудования центральной станции и терминалов, спутниковой емкости, работ по строительству и эксплуатации сети.
Залогом успешного развития зарубежных сетей спутникового ШПД стало непосредственное участие производителей оборудования. Общеизвестно, что стоимость телекоммуникационного оборудования складывается из затрат на производство изделия и амортизации затрат на разработку этой технологии. Участие производителя в проектах спутникового ШПД позволяет снизить цену на оборудование до уровня его себестоимости, а свою прибыль и возврат инвестиций в разработку производитель получает в виде доли в сервисных доходах проекта.
Как российский разработчик и производитель оборудования VSAT, могу утверждать, что достичь себестоимости абонентского терминала в $500-600 вполне реально даже для небольших партий производства в 10-20 тыс. терминалов в год. Долевое участие в сервисных доходах подобного проекта может стать достаточным источником для компенсации затрат на разработку такой технологии.
Опыт реализации национального проекта "Образование" показал, что в России вполне реально сформировать большую сеть компаний-установщиков, которые при существенных объемах заказов способны значительно снижать стоимость работ по установке и обслуживанию терминалов. На эти компании можно возложить и дистрибуцию абонентского оборудования.
Серьезным препятствием для проекта является сложная и дорогая процедура регистрации радиоэлектронных средств в России. Для успешной реализации проекта спутникового ШПД необходимо вводить заявительную процедуру регистрации РЭС, аналогичную тем, что приняты в цивилизованных странах Европы и США. Как видно из опыта реализации уже упомянутого проекта "Образование", маломощные терминалы с узким лучом, уходящим в космос, крайне редко способны помешать работе других радиочастотных средств. А в случае возникновения интерференций они могут быть мгновенно отключены с центральной станции сети. Считаю, что уведомительная процедура должна занимать не более 2 недель и составлять не более 10-15% от стоимости терминалов.
На фоне текущего острого дефицита спутниковой емкости в России подобный проект рискует показаться несвоевременным, но все ровно наоборот. В ближайшие годы Россия планирует запустить целую серию новых спутников, в том числе и с транспондерами диапазона Ка, которые идеально подходят для реализации проектов спутникового ШПД. Создаваемые спутники должны работать на орбите более 10 лет, и при их проектировании чрезвычайно важно понимать тенденции рынка и его потребности в далеком будущем.
Такие знания можно получить при реализации пилотного проекта, в котором предусмотрено использование имеющихся зарубежных спутников. В конце прошлого года было запущено два новых спутника EutelsatW7 и Intelsat 15 - оба нацелены на Россию и пригодны для использования в сетях ШПД. Пилотный проект на базе этих емкостей реально запустить уже в этом году, а полученный опыт станет важным вкладом в проектирование обновленной российской спутниковой группировки.
В случае успеха проекта дальнейшее развитие сети можно будет осуществлять на новых российских спутниках, которые ожидаются к запуску через 1-2 года. Применение транспондеров Ка-диапазона этих перспективных спутников позволит снизить размер антенн станций до 60-70 см.
Для оценки коммерческой реализуемости подобного проекта был разработан бизнес-план сети со следующим предложением для конечного клиента:
Оборудование центральной станции предоставляется в лизинг и масштабируется по мере развития сети. Покупка оборудования абонентских станций оплачивается единовременным платежом и регулярными отчислениями с каждой действующей станции. За счет этого инвестиции в проект составят не более 100 млн рублей и будут направлены преимущественно на обеспечение оборотных средств в начальные периоды коммерческой деятельности.
С учетом этих предположений и условий проект выйдет на безубыточность в течение 18 месяцев. Окупаемость проекта может быть достигнута в течение 3 лет.
Создание в России национальной сети спутникового ШПД позволит в кратчайшие сроки решить проблему цифрового неравенства в регионах. Возможность получения услуг ШПД практически в любом уголке страны станет стимулом к развитию малого и среднего бизнеса, что окажет большую помощь при реализации государственных программ, связанных с информационными технологиями. Несомненно, такой проект позитивно скажется и на развитии российских технологий спутниковой связи, а подобные сети спутникового ШПД можно будет внедрять в других странах мира, экспортируя не только бизнес-идею, но и соответствующие технологии.
Роль государства заключается в либерализации законодательства в части использования РЭС для спутникового ШПД, гармонизации этих процедур с нормами, принятыми в других развитых странах мира. Такие изменения являются не только необходимым условием для запуска описываемого проекта, но и важным вкладом в дальнейшее развитие технологий спутниковой связи в России. Требуется волевое решение властей по этому вопросу, что и станет реальными действиями в рамках программы модернизации российской экономики и поддержки инновационных технологий.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2010
Посещений: 5613
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций