В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
За первые годы развития в России рынок спутникового ШПД продемонстрировал довольно серьезный рост. Благодаря постоянным улучшениям технической базы сегодня потребитель имеет возможность получить услугу, сопоставимую по качеству связи с наземными каналами, на всей территории РФ. Однако стоимость абонентского терминала по-прежнему остается основным фактором, сдерживающим развитие отрасли.
During the first years of development Russian market of satellite broadband demonstrated quite serious growth. Through continuous improvement of technical base today, the consumer is able to get a service comparable in quality to terrestrial communication channels, on the hole territory of the Russian Federation. However, the cost of the subscriber terminal is still one of the main obstacles to the development of the industry.
Когда мы начинаем говорить о спутниковом ШПД и результатах его использования, то прежде всего надо точно обозначить, что мы имеем в виду, или, более точно, критерии "широкополосности". Кроме того, помимо скорости очень важным параметром с точки зрения абонента является размер терминала, достаточный для реализации таких скоростей.
По мнению автора, датой появления спутникового ШПД в России можно считать 2011 г., когда благодаря "Газпром космические системы" над Россией появился ИСЗ Astra-F1, на котором российские операторы впервые получили возможность использовать терминалы с антенной 76 см, они лучше всего подходят для работы в сегменте В2С (business to consumer). Типовым сервисом, получаемым клиентом, было 2–4 Мбит/с к абоненту из Интернета и 256–512 кбит/с от абонента в Интернет. Таким образом, можно сказать, что с запуском сервиса на спутнике Astra-F1 начался первый этап развития спутникового ШПД в России.
Основным технологическим ограничением в сетях первого поколения спутникового ШПД, использующих спутники в Кu-диапазоне, является небольшая скорость в обратном канале, ограниченная как мощностью передатчика не более 2 Вт, так и относительно небольшой энергетикой ИСЗ. Реальная скорость в прямом канале (к абоненту) не превышала в реальности 4 Мбит/с, хотя операторы и заявляют в рекламе о 6 и даже 8 Мбит/с, но реально абонент редко получает даже 4 Мбит/, так как на типовом транспондере Кu-диапазона в 36 МГц, которые чаще всего используются в сетях первого поколения, можно получить максимум 100 Мбит/с на всех абонентов, число которых может достигать 3–4 тыс.
В сетях ШПД первого поколения основными спутниковыми платформами были HughesNet и Newtec, чуть позже к ним присоединилась и российская платформа ИСТАР. Сети ШПД первого этапа развернули "Рэйс Телеком" (бренд AltegroSky), "РуСат" (бренд KiteNet), "Евроком" (бренд Starblаzer), "Вэб Медиа Сервисез" (бренд HeliosNet), "Газпром Космические Системы", "Амтел-Связь", "Орион Экспресс". Наибольшую известность получили проекты AltegroSky (спутники Astra-F1 и впоследствии "Ямал-402" на платформе HughesNet) и KiteNet (спутник "Ямал-402" на платформе Newtec), где число подключенных абонентов составляло несколько тысяч.
Объем отгруженных абонентам терминалов, предназначенных для оказания спутникового ШПД первого поколения, можно оценить в 10–15 тыс. штук, но количество работающих на данный момент абонентов видимо меньше. Основным недостатком услуг, предоставляемых абонентам в рамках первого этапа спутникового ШПД, является плохое качество таких сервисов, как видеоскайп и видеонаблюдение, что связано с низкой скоростью обратного канала. Малый размер антенн вкупе с небольшим размером передатчика 0,8–2 Вт не позволяет использовать инроуты более 512 килосимволов, что формально соответствует скорости до 800 Кбит, но в реальных условиях с учетом типичной загрузки канала не позволяет абонентам получить на своем терминале более 100–200 кбит/с в час пик.
Началом второго этапа спутникового ШПД в России можно считать запуск ГП КС в 2012 г. проекта KaSat совместно с европейским оператором Eutelsat. Это был первый проект спутникового ШПД в Ка-диапазоне в России и первый опыт работы со спутниками, созданными по технологии HTS (High Throughput Satellite) (см. рис. 1).
Благодаря очень высокой энергетике в малых по площади лучах спутников типа HTS спутниковые терминалы могут работать в обратных каналах 1 и 2 мегасимвола, что позволяет получить абонентам скорости до 3 и более Мбит/с, комфортных для любых видеоприложений. Очень важным фактором стала и меньшая стоимость сервиса для конечного пользователя, который за те же деньги, что и в Кu-диапазоне, получал на втором этапе развития спутникового ШПД существенно больше трафика.
Сравнение тарифов характерных для спутникового ШПД на первом и втором этапе демонстрирует таблица (см. таблицу), где показаны сервисы, доступные на Европейской части России.
Таблица. Тарифные планы операторов 1-го и 2-го этапов развития спутникового ШПД, Европейская часть России
Тарифные планы операторов 1-го и 2-го этапов развития спутникового ШПД, Европейская части России
Нетрудно заметить, что на втором этапе абоненту за те же деньги предлагается в 1,5–3 раза больший объем трафика, чем на первом.
ГП КС заключило договора с несколькими реселлерами (в том числе "Ка-Интернет", "Радуга Интернет", "Веб Медиа Сервисез", ЕВРОКОМ). Наиболее активно шли продажи сервиса через KaSat у AltegroSky (партнер "Ка-Интернет") и "Радуги Интернет". Несмотря на достаточно высокую стоимость терминала 19–25 тыс. руб. и отсутствие каких-либо мер стимулирования покупателей в течение 2 лет на весьма ограниченной территории (4 доступных в России луча KaSat покрывали только западные регионы Центральной России) удалось продать абонентам более 7 тыс. терминалов. На приведенном ниже графике можно проследить как росло число проданных абонентам терминалов и число активных терминалов в сети на KaSat (см. рис. 2).
График демонстрирует наличие оттока, характерного для всех сетей, работающих преимущественно с физическими лицами. При этом из графика следует, что если в 2013 г. и первой половине 2014 г. отток был сравнительно небольшим и был вызван либо появлением у абонента альтернативного способа выхода в Интернет, либо личными обстоятельствами – продажа дома и т.п.), то во второй половине 2014 г. и особенно 2015 г. произошло резкое снижение темпов включения новых абонентов, связанное прежде всего с ростом цены на терминал, из-за падения курса рубля к доллару. Соответственно, резко увеличился отток абонентов, что вызвано, прежде всего, экономическим кризисом и падением доходов у абонентов.
После запуска первого российского ИСЗ, построенного с использованием технологии HTS "Экспресс-АМ5" в позицию 140 град. в.д., началось развертывание восточного сегмента российской сети высокоскоростного доступа, создаваемого ГП КС. В 2014 г. была произведена поставка оборудования наземного комплекса. Выбор ГП КС остановился на платформе JUPITER американской компании Hughes Network System, которая используется как самой компанией Hughes в США и управляет сетью с 0,5 млн абонентов, так и в Мексике оператором Telefonica. Сервис начал предоставляться весной 2015 г. В настоящее время договора с ГП КС на аренду пропускной системы JUPITER подписали "Ка Интернет", КБ "Искра" и "Исател".
Услугу конечным абонентам первой начала предоставлять AltegroSky, являющейся партнером "Ка-Интернет". В сети на "Экспресс-АМ5" используются два основных типа терминалов. Первый вариант комплектации: антенна 76 см, передатчик 1 Вт и модем НТ1100 и более мощный терминал, ориентированный на края зоны лучей: антенна 90 см, передатчик 2 Вт и модем НТ1100. После девальвации рубля в конце 2014 г. стоимость терминалов составляет 35–45 тыс. руб., что является существенным барьером для потенциальных покупателей на Дальнем Востоке. В то же время на данном хабе оператор продемонстрировал прекрасные параметры сервиса – скорость к абоненту в отсутствие ограничений налагаемых тарифными планами, даже с антенной 76 см достигала 42 Мбит/с, а от терминала с 2 Вт передатчиком 8 Мбит/с.
По информации производителя Hughes Network System в конце 2015 г. будет произведен апгрейд хаба JUPITER в Хабаровске до версии Enterprice, что позволит активно использовать его для корпоративных клиентов, так как функционал JUPITER достигнет уровня платформы НХ данного производителя.
В первом квартале 2016 г. ожидается ввод в эксплуатацию западного сегмента сети высокоскоростного доступа ГП КС на основе сервиса на ИСЗ "Экспресс-АМ6". Он так же будет работать на платформе Юпитер. Немного позднее можно ожидать ввод сервиса, предлагаемого компанией Eutelsat Networks (дочерняя компания Eutelsat в России) на базе спутниковой платформы SkyEdge II-c производства Gilat Satellite Networks. Сервис будет работать на 18 лучах Ка-диапазона спутника "Экспресс-АМУ1" в позиции 36 град. в.д., который должен быть запущен в конце 2015 г. (см. рис. 3).
Таким образом к лету 2016 г. потенциальный абонент спутникового ШПД, проживающий на Европейской части России будет иметь выбор между 5 сетями спутникового ШПД (из них 3 в Кu-диапазоне: KiteNet и "Газпром космические системы" на КА "Ямал-402", и Starblаzer на КА "Экспресс- АМ7") и три сети, работающие в Ка-диапазоне на ИСЗ KaSat, "Экспресс-АМ6" и "Экспресс-АМУ1". Через 3 года к данным ИСЗ могут присоединиться еще 2 проекта: "Ямал-601" и "Энергия-100".
Таким образом, можно констатировать, что объем предложения спутникового ШПД на территории России более чем достаточен, и его нет только на самых северных территориях, граничащих с Северным Ледовитым океаном.
Основная задача, которая стоит перед сообществом VSAT-операторов и владельцев ИСЗ, – каким образом обеспечить реализацию этих огромных пропускных способностей (только ГП КС будет располагать после запуска "Экспресса-АМУ1" 21 Гбит/с в Ка-диапазоне) и подключение десятков тысяч абонентов.
Реализуются ли данные ожидания и как будет развиваться ситуация, читатели смогут узнать уже из будущих статей…
Литература
На мой взгляд, активное развитие рынка спутникого ПШД в России началось с момента снижения цены на оборудование до 8 тыс. руб. за комплект – именно это стало отправной точкой для выхода услуги в массовый сегмент. Безусловно, за 3 года работы игроки рынка стали предлагать новые решения, начали конкурировать за абонентов – и это главный показатель развития индустрии. Начало работы операторов на Дальнем Востоке, работа с Ка-диапазоном на российском спутнике – еще одна важная веха на пути выхода в масс-сегмент.
Насколько остро сейчас стоит вопрос цены? Напомню, что с 1 июня этого года мы отказались от комплекта Кайт-Нэт Эконом за 8 тыс. руб. и оставили единый комплект стоимостью 14 тыс. руб., без ограничения в подключении тарифных планов. Останавливает ли абонентов стоимость? Если говорить о нашем опыте, то нет. Конечно, цену наших терминалов нельзя сравнивать с оборудованием операторов, предлагающих сейчас услугу в Ка-диапазоне, – не каждый даже в Центральной России готов отдать 35–45 тыс. руб. за комплект. Думаю, что потенциальных абонентов пугает уже не столько стоимость услуги (бюджетные решения есть), сколько осведомленность о подобных сервисах в целом, она оставляет желать лучшего.
Спутниковая антенна в сознании потребителей пока прочно ассоциируется с телевидением, а не с Интернетом. Действия операторов должны быть направлены на 2 аспекта: технологическое развитие услуги и активную популяризацию услуги среди населения. Даже если сейчас рынок начнет предлагать максимально дешевое решение, уверен, к нам не побегут толпы жаждущих подключиться. Людям нужно понимание, что это за услуга, кому она подходит, насколько проста и легка в эксплуатации.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2015
Посещений: 3276
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций