В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Представлены мнения экспертного сообщества о перспективах и трендах в области спутниковой связи фиксированной спутниковой службы. Анализируются смежные вопросы, от решения которых зависит повышение экономической эффективности спутниковых систем.
Presents the views of the expert community on the prospects and trends in the field of fixed satellite services. Analyze related issues, the solution of which depends on improving the economic efficiency of satellite systems.
Вопросам анализа современных трендов спутниковой связи посвящены многочисленные публикации в российских и зарубежных журналах. Одним из основных трендов во всех аналитических публикациях признается направление развития спутниковых систем фиксированной службы на основе сверхвысокоинформативных многолучевых спутников HTS. А в последние годы большое внимание уделяется и аналогичным системам на основе негеостационарных спутников, которые получили обозначение LEO-HTS и MEO-HTS.
В журнале ТСС за прошедшие 3 года число публикаций, посвященных направлению HTS, составляет несколько десятков. Далеко не полный перечень статей [1–17]. Мнения экспертов о развитии систем на основе HTS в мире и в России иногда существенно разнятся. Тем более это касается систем LEO-HTS и MEO-HTS, поскольку создание дешевых ФАР для массового применения в абонентских устройствах пока сомнительно, а это одно из основных условий успеха систем на основе негеостационарных спутников.
Следует отметить, что в последние годы в связи с новыми возможностями, предоставляемыми системами HTS, особое внимание уделяется анализу развития такого сегмента, как подвижные VSAT, которые часто обозначают как SOTM. Мнения о перспективах развития этого направления также различаются, особенно это касается применения VSAT на железнодорожном транспорте.
Успех систем HTS, по признанию всех аналитиков, связан с резким, на порядок и более, снижением значения CAPEX, приведенным к единице передачи информации, по сравнению с использованием традиционных спутников. Этот факт отмечается и в разделах технико-экономического анализа в зарубежных национальных программах, посвященных развитию ШПД.
Следует отметить, что возможность снизить затраты на передачу единицы информации связана не только с технологическими решениями самих спутниковых систем, но и с рядом сопряженных сегментов, в частности, с возможностью снижения стоимости запуска спутников и продления их жизни на орбите.
В данной публикации представлены мнения ряда экспертов по вопросам развития спутниковой связи, которые дают разное, но в то же время всестороннее представление о современных трендах в этом сегменте телекоммуникационного рынка.
Научно-технические обзоры и статьи
1. Во всем мире идет активный процесс создания систем спутниковой связи на основе HTS. По данным многих аналитических исследований ресурс действующих и проектируемых систем HTS значительно превосходит требования рынка. Как вы видите развитие этого направления в среднесрочной перспективе?
Калью Кукк
ШПД является нишевой услугой спутниковой связи и ускоренно развивается в настоящее время на волне массового спроса и внедрения высокоскоростного доступа. Этому способствует также освоение Ка-диапазона. Однако основная доля доходов в системах спутниковой связи с использованием геостационарной орбиты будет как и прежде определяться СНТВ и распределением спутниковых программ (более 80%).
Константин Ланин
Для оценки рыночного потенциала систем HTS можно обратиться к опыту Северной Америки, являющейся первооткрывателем данного направления. Сегодня в Северной Америке около 1,7 млн абонентов пользуются широкополосным спутниковым доступом в Интернет, с устойчивым ростом порядка 50 тыс. новых абонентов в месяц, и это имеет место в стране, обладающей достаточно развитой наземной сетью волоконно-оптических, кабельных, DSL- и беспроводных линий.
Попробуем представить потребность в ШПД в других частях света. Согласно экспертным оценкам, свыше 4 млрд человек в мире не имеют доступа в Интернет. Значительная часть этих людей не может позволить себе купить компьютер и арендовать широкополосный канал доступа, но существенное число таких потенциальных пользователей имеют смартфоны, и именно системы HTS будут играть превалирующую роль в обеспечении подключения этих устройств в удаленных и труднодоступных регионах. Несмотря на то, что в настоящее время системы HTS в основном ориентированы на рынок индивидуального пользователя, ожидается, что большая часть емкости данных систем будет задействована в магистральных, транковых и мобильных приложениях. Во многом технология для таких решений находится в стадии разработки.
Рон Левин
Действительно, мы видим, что большое количество систем спутниковой связи на основе HTS планируется ввести в эксплуатацию в ближайшие годы по всему миру. Принимая во внимание текущую тенденцию спроса, можно сделать вывод, что будет наблюдаться избыточное предложение. Тем не менее, мы считаем, что улучшенные экономические показатели систем на основе HTS в сочетании со значительными инновациями в области наземного оборудования приведут к увеличению спроса на спутниковые телекоммуникации. Решения, в которых использование спутниковой связи сегодня даже не рассматривается, смогут извлечь пользу из улучшенных экономических показателей. В качестве примера можно привести сегмент потребительского ШПД в пригородах, который благодаря доступной возможности подключения спутниковой связи высокой пропускной способности уже отбирает долю рынка у услуг низкоскоростного доступа по технологии DSL. Еще один пример – высокоскоростные транзитные каналы LTE в сетях сотовой связи. До недавнего времени очень высокие требования по пропускной способности каждой площадки в сочетании с задержкой сигнала, характерной для спутниковых каналов, и необходимостью шифрования трафика в каналах LTE делали организацию спутниковых транзитных каналов LTE нерентабельной и практически нереализуемой. Благодаря экономическим показателям HTS и инновациям компании Gilat организация спутниковых транзитных каналов LTE становится технически реализуемой и экономически привлекательной.
Борис Локшин
Кажущееся несоответствие ресурса спутниковых HTS-систем и требований рынка заключается в том, что потребности оцениваются сегодняшним днем, а ресурс закладывается на перспективу в 3–5 лет. Опыт показывает, что вслед за технологическим скачком, приводящим к быстрому наращиванию пропускной способности спутников связи, появляются и новые потребности, адекватные возможностям. Так было в конце 1970-х гг. с началом освоения Ku-диапазона, в конце 1990-х гг. при переходе в Ka-диапазон, аналогичный процесс мы наблюдаем сейчас при внедрении технологии HTS. В качестве примера приведу отечественные КА "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6", использующие в Ka-диапазоне элементы указанной технологии. На момент их проектирования и изготовления еще не было четкого представления о путях коммерческого использования возникающего частотного ресурса, а сейчас на его основе уже формируется система спутникового высокоскоростного доступа к информационным ресурсам, вполне конкурентоспособная по сравнению с наземными средствами доступа.
Александр Новиков
Одним из ключевых преимуществ систем спутниковой связи на основе HTS является высокая производительность, которая в десятки раз превышает производительность традиционных телекоммуникационных спутников.
Системы спутниковой связи на основе HTS могут быть как открытыми, т.е. позволяющими использовать спутниковые платформы разных производителей, так и закрытыми, использующими только одну платформу VSAT. В настоящий момент наиболее активное развитие получила закрытая модель предоставления услуг с использованием одной спутниковой платформы VSAT, в которой первичный оператор (дистрибьютор) устанавливает и эксплуатирует необходимую инфраструктуру (центральную станцию спутниковой связи и т.п.) и с ее помощью предоставляет другим операторам сервис (виртуальным операторам). Виртуальные операторы на основе арендованной емкости создают услуги и тарифы для конечных пользователей. При такой модели основная структура первоначальных капитальных затрат и рисков ложится на первичного оператора (дистрибьютора), а для виртуального оператора создаются благоприятные входные условия для развития нового направления бизнеса. Они могут существенно изменить оценки востребованности ресурса ИБ.
С точки зрения потребительских свойств технология спутниковой связи HTS в большей степени ориентирована на массовый рынок высокоскоростного доступа в сеть Интернет, где превалирующим пользовательским приложением является Web-серфинг.
Оценивая прогнозы, можно выделить несколько сценариев. Если рассматривать дальнейшее развитие спутниковой связи на основе HTS как технологический прорыв, то в этом случае возможно серьезное изменение рынка, поскольку появление нового, более доступного продукта-заменителя всегда спровоцирует на него спрос.
Георгий Паутов
Полагаю, что требования рынка могут быть непредсказуемые в перспективе. Принимать во внимание аналитические исследования необходимо. Но делать долговременные прогнозы и выводы на основе этих исследований следует с большой осторожностью, поскольку технологии в области телекоммуникаций и IT развиваются очень быстро.
Сергей Пехтерев
Я также придерживаюсь мнения, что на рынке фиксированной спутниковой связи грядет революция, экономические последствия которой могут быть сравнимы с появлением VoIP-телефонии для традиционных операторов PSTN. Скачкообразный рост предложения емкости в 2–3 раза, если считать в МГц, да еще в период экономического кризиса должен привести к сильной деформации рынка и приведет к падению загрузки на HTS-спутниках до 15–20%, срыву бизнес-планов по их окупаемости и необходимости искать новую модель. Главная проблема HTS в том, что потенциальным потребителем такого объема емкости кроме считанных развитых стран (США, Канада и Австралия) могут быть только развивающиеся и малоразвитые страны Латинской Америки, Африки и Азии. Но там безнадежно надеяться на ARPU в $50, с которым живут операторы спутникового ШПД в США, я не верю, что найдется местный или международный оператор, готовый передать VSAT пигмею за $1, подписав с ним договор на 2 года, что тот будет платить даже $20 в месяц, если средний душевой доход в этом племени $3–5 в месяц. То есть американская модель консьюмерского телеком-рынка тут не работает. Еще менее понятно, сколько VSAT-терминалов можно будет продать в рамках российской модели, то есть без субсидирования оборудования для абонента, с нынешней ценой терминала $350–500. Поэтому мой прогноз: после 3–5 лет пребывания с незагруженными емкостями и остановившимися конвейерами операторы ИСЗ и производители железа создадут консорциумы для интернетизации стран Африки и других бедных стран, где терминалы будут предоставляться бесплатно ("разбрасываться с вертолета"), а производитель оборудования будет получать $1–2 в месяц за каждый работающий терминал от оператора ИСЗ.
Еще один возможный вариант – идти по пути Microsoft: открытие ПО для VSAT-терминала или продажа чипов для модемов любым производителям, чтобы путем подключения "Китайской Фабрики" драматически увеличить производство VSAT и снизить его стоимость, получить VSAT за $100.
Владислав Тамаркин
Известен эффект: чем больше возможности, тем больше потребности, то есть возможности формируют потребности. Так и в наземных сетях фиксированной и подвижной связи, так и в спутниковой связи.
Валерий Шубин
Сегодня создание HTS – основной тренд в области спутниковой связи. Видимо, в среднесрочной перспективе он сохранится. Тем более, уже рекламируются спутники HTS третьего поколения с пропускной способностью, более чем в 2 раза превосходящие современные HTS. Цена на ресурс таких спутников будет снижаться, и рынок, несомненно, найдет новые ниши утилизации этого ресурса.
Александр Эйдус
В 2014 г. мы провели ряд исследований по основным направлениям развития мировой спутниковой индустрии. Одно из таких исследований целенаправленно связано с системами HTS. Действительно, HTS – это мировой тренд. Сегодня, в 2015 г., ресурс спутников типа HTS уже превосходит емкость традиционных спутников, а в ближайшие 5 лет превзойдет ресурс традиционных спутников в несколько раз. Основным потенциалом спроса HTS являются системы спутникового ШПД и системы сотовой связи 3G/4G в части организации транспортных каналов (bac-khaul). Но все же спрос на ресурс HTS действительно прогнозируется ниже предложения. Видимо, операторы спутников HTS будут вынуждены искать новые технологические решения для утилизации имеющихся ресурсов спутников HTS и тем более спутников, находящихся сегодня на стадии создания.
2. Многие системы HTS ориентированы на организацию систем типа VSAT Ku- и Ka-диапазонов для обеспечения связи на подвижных средствах. Является ли это направление коммерчески привлекательным? И в каком сегменте: морской, авиационный, сухопутный?
Калью Кукк
Исходя из того, как сегодня трактуется аббревиатура HTS, такие спутники в наибольшей степени удовлетворяют требованиям подвижных морских и авиационных служб.
Константин Ланин
Использование систем HTS для подвижной связи, несомненно, коммерчески оправдано. Доступ в Интернет стал необходимостью, и люди желают пользоваться им постоянно, пребывание на борту самолета или корабля не должно быть препятствием к получению услуги ШПД. И морской, и авиационный секторы рынка являются очень привлекательными и заслуживают особого внимания со стороны операторов связи. Сухопутная подвижная связь несколько менее интересна, так как широкое распространение услуг 3G и 4G затрудняет экономическое обоснование стоимости спутникового решения для все еще встречающихся "мертвых" зон беспроводной наземной связи.
Сделать рынок подвижной связи более успешным для спутникового ШПД способно новое поколение антенн с электронным управлением луча, скорое создание которых обещано рядом компаний. Такие новые антенные системы должны будут обладать великолепными характеристиками при существенно более низкой себестоимости по сравнению с имеющимися сейчас на рынке антеннами для подвижной связи. Именно снижение цены на это оборудование даст толчок развитию данного сегмента рынка.
Рон Левин
На ближайшие годы действительно прогнозируется значительный рост сегмента спутниковой связи в движении (SOTM) для коммерческого применения на земле, в воздухе и на море. Потребность в бесперебойной связи будет стимулировать рост во всех сегментах рынка мобильной связи. По нашему мнению, в ближайшие 10–15 лет все пассажирские самолеты будут оборудованы средствами спутниковой связи для предоставления информационно-развлекательных услуг пассажирам, а также для удовлетворения эксплуатационных нужд и обеспечения безопасности в полете. На рынке морских перевозок мы ожидаем две основные тенденции роста:
На земле рост сегмента спутниковой связи в движении будет стимулироваться спросом на спутниковую связь на скорых поездах дальнего следования. Хотя все эти сегменты характеризуются большим потенциалом роста, наиболее привлекательными в краткосрочной перспективе нам представляются сегменты спутниковой связи на воздушных и морских судах.
Борис Локшин
Из систем HTS, специально ориентированных на обеспечение связи на подвижных средствах, мне известна только Global Xpress компании Inmarsat, в других системах для этой цели используется лишь незначительная часть емкости. На сегодняшний день более востребованы морской и авиационный сегменты бизнеса, по-видимому, ввиду отсутствия альтернативных решений по доставке сигналов и благодаря возможности работы с геостационарными спутниками при малых углах места из-за отсутствия затенений. Использование систем типа VSAT на сухопутных средствах – поездах и автомобилях – менее распространено из-за конкуренции с системами мобильной связи 3G/4G и мешающего воздействия препятствий – растительности, сооружений – в направлении на спутник. Выходом здесь могло бы послужить использование спутника на высокой эллиптической орбите (ВЭО), углы места на который на всей территории России оказываются не менее 35 град. и на значительной части территории будут превышать 50 град.
Применение VSAT на автомобилях требует особо быстрого отслеживания направления на спутник, что приводит к значительному усложнению и удорожанию антенной системы. Если бы удалось создать недорогую антенную систему с электронным сканированием луча, в сочетании со спутником на ВЭО это дало бы толчок массовому применению спутниковой связи в движении на автомобилях.
Георгий Паутов
Это одно из направлений развития систем HTS, которое в аналитических исследованиях считается наиболее перспективным с точки зрения темпов роста. Однако объем этого рынка даже в среднесрочной перспективе, полагаю, не очень большой. Наиболее коммерчески привлекательны системы предоставления услуг для морских судов различного класса. Большое внимание сегодня уделяется авиационному сегменту, но оборудование очень дорогое.
Сергей Пехтерев
Пока по имеющимся у меня данным единственным рентабельным для оператора сегментом является морской, особенно в части круизных лайнеров. Проекты создания глобальных спутниковых сетей для оказания услуг на борту самолетов – это, скорее, гигантские стартапы.
У меня нет уверенности, что их ожидает прекрасное финансовое будущее, слишком сложен и нестабилен сам рынок гражданских авиаперевозок, и если в нем сейчас очевиден тренд low cost-перевозок, где пассажиру не положено даже бутерброда с сыром, и он готов терпеть компоновку салона а-ля "шпроты в банке", то как-то трудно ожидать от среднего пассажира готовности потратить $10+ за возможность получить 50–100 Мбайт за время полета. Определенным прорывом было бы внедрение стандарта обслуживания в бизнес-классе, подразумевающего бесплатный Интернет, но пока я о таком не слышал.
Владислав Тамаркин
Конечно, является. Что касается сегмента, то он сильно зависит от стоимости аппаратуры и ресурса. Самым массовым является, конечно, автомобильный рынок, но там стоимость должна быть минимальной, далее морской (включая яхты), авиа и железнодорожный примерно одинаковы. Но по количеству объектов, оснащенных средствами спутниковой связи, тем более с учетом перспектив развития HTS, картина несколько иная. Морской сегмент является коммерческим лидером.
Основная проблема применения VSAT для сухопутного рынка – затенения зданиями, лесом и т.д.
Валерий Шубин
Следует отметить, что технология VSAT на морских судах применяется очень давно. Ранее это было исключительно связано с С-диапазоном, затем с Ku-диапазоном. Сегодня, с появлением новых технологий HTS, Ku- и Ka-диапазонов, этот рынок будет расти, в основном все же именно в морском сегменте. Говорить о коммерческой составляющей во всех сегментах подвижного VSAT нет оснований. Тем более для сухопутных подвижных средств, в том числе на железнодорожном транспорте.
Александр Эйдус
Направление использования технологии VSAT на подвижных средствах является одним из трендов использования ресурсов HTS. Наиболее активно идет процесс разработки систем применительно к морским судам различного класса, вплоть до малых яхт, и создания систем для воздушных судов. Но если в первом случае применение HTS связано в первую очередь со снижением цен на абонентское оборудование и трафик, то во втором случае ценовые параметры абонентской аппаратуры являются вторичными, поскольку не сильно зависят от применения HTS или традиционных спутников Ku- и Ka-диапазонов.
Наши исследования показывают, что для операторов наиболее перспективным является сегмент, связанный с применением VSAT на судах. Наименее перспективен сегмент, связанный с применением VSAT на сухопутных средствах, в частности – на железнодорожных поездах.
3. Примерно 2 года назад на рынке было объявлено, что для работы в системах HTS в качестве антенн наземных терминалов (VSAT) будут использоваться ФАР на основе метаматериала, эксклюзивным поставщиком которых будет компания Kymeta. Компании Inmarsat и Intelsat заключили соглашение с Kymeta, и уже в 2014–2015 г. ФАР планировалось использовать на рынке. Как сегодня развивается этот проект?
Калью Кукк
Информация о переходе к серийному производству антенн Kymeta на основе метаматериала мне не известна. Надеюсь, что компания справится с нетривиальным решением построения ФАР.
Константин Ланин
Мы вполне уверены, что такие технологии обеспечат дополнительные преимущества рынку спутникового ШПД.
Рон Левин
По мнению нашей компании, технология антенн с фазированной решеткой может стать многообещающей при условии повышения ее рентабельности.
Борис Локшин
Я наблюдаю за этим проектом практически с самого начала и дважды встречался в Вашингтоне со специалистами компании Kymeta. Должен отметить, что за прошедший год достигнут значительный прогресс. Если в 2014 г. были общие рассуждения о будущих перспективах, в этом году представлялись образцы плоских антенн для Ka- и Ku-диапазонов с ясно видимой многоэлементной структурой на поверхности. Такой образец предоставляется всем желающим для проведения натурных испытаний при условии внесения оплаты в $100 000.
Хочу также отметить, что я не встречал утверждения со стороны Kymeta о выходе на рынок в 2014–2015 гг. Компания обещала начало поставок в 2017–2018 гг. и только заказчику, который проавансирует разработку в объеме порядка $50 млн. Тем не менее, в поведении компании на рынке много странностей, заставляющих усомниться в конечном успехе.
Можно утверждать, что если изделие с такими параметрами появится на рынке, оно вызовет революцию в применении VSAT-технологии на подвижных средствах.
Георгий Паутов
Уже на протяжении многих лет появляются сообщения о том, что вот – вот и на рынке появятся ФАР и даже АФАР в Ku-, а теперь и в Ka-диапазоне по ценам, приемлемым для использования в коммерческих проектах. К сожалению, пока цена антенных решеток остается очень высокой, и в перспективе я не вижу каких-то существенных прорывов в ценообразовании. Действительно компания Kymeta замахнулась на новую технологию, показала технически реализуемое устройство, но о развитии этого проекта у меня пока нет сведений.
Валерий Шубин
Данных о развитии упомянутого проекта у меня пока нет. Но физику обмануть нельзя. Возможно, мы еще не все знаем. Все же любая ФАР и тем более АФАР – дорогое удовольствие. В области спутниковой связи применение ФАР и АФАР пока экзотика не только на земле, но и на борту спутника в диапазоне частот выше С. Хотя работы в этом направлении ведутся непрерывно.
Александр Эйдус
Судя по публикациям рекламного характера, все идет замечательно, и скоро (теперь в 2016 г.) такие антенны будут на рынке. Однако научно-технических публикаций от Kymeta по этой теме мы не обнаружили. Создается впечатление, что действительность заметно ниже ожиданий.
4. Сегодня во многих научно-технических источниках информации признается, что системы HTS обеспечивают подключение домохозяйств к Интернету с минимальными единовременными затратами при идентичной скорости и тарифах с наземными технологиями ВОЛС даже в регионах с достаточно развитой инфраструктурой (например, в Великобритании). Все же массового характера спутниковый ШПД не имеет. С чем это связано?
Рон Левин
На самом деле сегодня уже миллионы домов обеспечены доступом в Интернет по каналам спутниковой связи. Особенно сильно эта тенденция проявлена в Северной Америке. Я бы не сказал, что сегодня спутниковые каналы доступа могут сравниться по качеству и стоимости связи с оптоволоконными каналами доступа, однако при условии использования спутников высокой пропускной способности они определенно могут составить конкуренцию низкоскоростным соединениям по технологии DSL, которая на сегодняшний день наиболее распространена в пригородных районах многих стран. В некоторых западноевропейских странах уже есть прецеденты перехода потребителей с технологии DSL на доступ в Интернет по спутниковым каналам связи.
Тем не менее, пока сохраняются факторы, замедляющие рост в этом сегменте рынка. Во-первых, экономика сетей ШПД на базе спутников высокой пропускной способности пока не стабилизировалась. Однако по мере снижения расценок на полосу пропускания спутниковых каналов связи и снижения стоимости спутниковых терминалов благодаря внедрению инноваций в производстве наземного оборудования спрос в этом сегменте будет расти. Во-вторых, на чисто техническом уровне спутниковые каналы связи все еще имеют ряд недостатков, таких как задержка сигнала. Хотя задержку сигнала устранить не удастся, внедрение инноваций в области связи позволит постепенно сокращать негативное влияние этих недостатков спутниковой связи на качество обслуживания конечных пользователей. И наконец, широкому внедрению спутниковой связи препятствуют психологические барьеры и предубеждение со стороны потребителей. Спутниковая связь считается устаревшей, медленной и дорогой технологией, даже когда это не так. Добавьте сюда относительную сложность установки спутниковой антенны по сравнению с оптоволоконным или DSL-модемом. Тем не менее, по мере роста скорости, снижения расценок и появления новых, простых методов самостоятельной установки терминального оборудования эти барьеры будут исчезать.
Борис Локшин
Спутниковая связь обладает несколькими серьезными преимуществами перед наземной связью, они общеизвестны, но она также обладает и определенными недостатками:
Каждый абонент, выбирая провайдера ШПД, учитывает не только ценовые параметры предложения, но и перечисленные выше (и другие) факторы. По-видимому, по совокупности факторов наземные технологии (там, где они доступны) оказываются предпочтительней.
Георгий Паутов
Ожидать массового спутникового ШПД в России пока нет оснований. Все же ценовые параметры оборудования и тарифы пока не достигли значений, близких к тем, которые существуют в наземных сетях в регионах, где есть наземная инфраструктура. А где ее нет, там и абонентов нет или очень мало. Поэтому коммерцию тут не сделаешь. В основном развитие спутникового ШПД во всем мире идет за счет различных госпрограмм (даже в США, где это направление активно развивается, есть субсидии на ШПД). В Великобритании спутниковый ШПД включен как тестовая зона в госпрограмму. Если эту технологию не включили в госпрограммы, то и ее активного развитие практически не наблюдается. Хотя для России эта технология могла бы дать резкий скачок в ликвидации цифрового неравенства и минимизировать госзатраты, выделяемые на эти цели.
Сергей Пехтерев
Когда мы говорим о затратах, я бы прислушался к мнению не научно-технических экспертов, а финансово-экономических. Где "подключение" и "чего" одинокой винокурни в скалах Шотландии? Или многоквартирного кондоминимума в пригороде Лондона? И это CAPEX, а что с OPEXами? С учетом стремительного роста тяжелого трафика, видео, перехода на стандарты HD, ОТТ-сервисов я не совсем понимаю, как можно удержать на спутнике ВОЛСовские безлимитные тарифы для абонентов при среднем скачивании по 150–200 Гб в месяц на абонента? И "last, but not least" – спутниковая задержка, никакие онлайн-игры не комфортны при пинге в 800 миллисекунд.
Владислав Тамаркин
Причин может быть две: первая – большое количество домохозяйств уже подключено по проводам или по сотовой связи, вторая – технология HTS еще новая и только развивается.
И еще: если дождь, то ухудшение очень заметно (как в НТВ), но все зависит от заданного коэффициента готовности канала.
Валерий Шубин
Здесь много факторов. От непонимания и/или незнания современных технологий службами, призванными формировать общие программы развития ШПД, до отсутствия рекламы современных спутниковых технологий. Но и спутниковые операторы ШПД не проявляют достаточной инициативы и изобретательности в продвижении своих сервисов или не имеют такой возможности. Напомню, что весь рынок спутниковой связи составляет не более 2% от телекоммуникационного рынка и менее 1%, если учитывать рынок IT-технологий, который в основном связан с наземными телекоммуникациями.
Александр Эйдус
Действительно, если говорить про массовый спутниковый ШПД, то такой процесс наблюдается исключительно на территории США. В европейских странах спутниковый ШПД развивается существенно менее активно. Например, в спутниковой сети tooWay (используется HTS-спутник Ka-Sat) максимум зарегистрировано 200 тыс. к июню 2015 г. В других странах мира активного развития спутниковой ШПД пока нет. Но во многих странах развитие спутникового ШПД связывают с реализацией национальных программ ликвидации цифрового неравенства.
Причина разного уровня развития спутникового ШПД в мире связана с многими факторами. Среди основных факторов следует выделить уровень дохода на душу населения в сочетании с условиями жизни. Например, в европейских странах тарифы примерно идентичны для всех стран, но уровень их экономического развития и платежеспособность населения принципиально различается. Причем где уровень высокий, там и спутниковый ШПД не нужен, а где низкий – нужен, но слишком затратно для населения.
Кроме того, пока технологии спутникового ШПД все же не могут дать всех сервисов, которые сегодня доступны в сетях 3G и тем более 4G. Кроме того, рекламы спутникового ШПД и просвещения масс в области современных спутниковых технологий практически нет. Если и наблюдается реклама, то компании, связанные со спутниковыми технологиями, дают честные сведения, в отличие от операторов сотовых сетей, где не только рекламируются скорости доступа в 100 Мбит/с для абонента, хотя это пиковые значения в соте при наличии одного абонента, но эти значения приводятся и на уровне Минкомсвязи в целевых параметрах.
Пример России наглядно показывает, что даже те, кому по службе положено разбираться в технологиях связи, знают о спутниковом ШПД на уровне учебников, в лучшем случае конца XX в.
5. В 1990-х гг. наблюдалась эйфория в области создания негеостационарных многоспутниковых систем. Но практически все проекты потерпели неудачу. Сегодня наблюдается новый виток в области создания многоспутниковых систем связи типа LEO-HTS и MEO-HTS. Как вы оцениваете перспективы этих проектов?
Калью Кукк
Следует ожидать, что перспективные низкоорбитальные системы связи впитают в себя новые виды услуг типа ДЗЗ, мониторинга и т.п., что позволит оптимально сбалансировать спутниковые возможности и вывести низкоорбитальные системы на уровень прибыльности, не уступающей геостационарным системам.
Константин Ланин
Целесообразность использования геостационарных спутников для обслуживания населения, не получающего вовсе или получающего недостаточные по качеству услуги по наземным сетям, уже доказана. Но системы LEO все еще находятся в стадии обсуждений и разработки.
Рон Левин
Слишком рано давать оценки проектам MEO и LEO. С одной стороны, вокруг них существует шумиха, обусловленная планами запустить сотни или даже тысячи недорогих спутников и тем самым произвести революцию на рынке спутниковой связи с точки зрения производительности и рентабельности. С другой же стороны, при более тщательном рассмотрении этих проектов довольно трудно понять их бизнес-план. Тем не менее, многие из них получили значительную поддержку, так что подождем и посмотрим.
Георгий Паутов
Мне пока известен только один проект MEO-HTS под названием O3b. Продажи терминалов идут достаточно успешно. Терминалы пока очень дороги, так как в состав каждого входят две антенные системы. Тяжелые условия эксплуатации антенн приводят к необходимости частой замены/ремонта механических компонентов. Следует отметить, что система O3b еще полностью не развернута. Россия не входит в рабочую зону O3b. Оценить перспективы других проектов проблематично. Слишком мало информации.
Сергей Пехтерев
Аналогично моему предыдущему ответу. И неудача – это относительное понятие: например Motorola в Iridium, руководившая проектом, прилично заработала, так как все деньги инвесторов пустила на закупку произведенного ей самой оборудования. Вот инвесторы, да, получили свой "МММ made in USA"... Бывает – на всех Стивов Джобсов не напасешься.
Владислав Тамаркин
Для подвижной сухопутной связи низко- и среднеорбитальные системы – идеальное решение. LEO-HTS и MEO-HTS относятся к фиксированной спутниковой службе. Пока нет четкого понимания себестоимости их ресурса, трудно сказать что-то определенное. Настораживает то, что в публикуемых по этим системам материалах отсутствуют сведения, позволяющие достоверно сделать такие оценки.
Валерий Шубин
К сожалению, очень мало технической литературы, раскрывающей объективные оценки и сравнение геостационарных и негеостационарных систем спутниковой связи. В ряде публикаций рекламного характера сообщается о неких технологических прорывах в области малых спутников. Но интуитивно, а точнее, анализируя философию развития спутниковой связи, я полагаю, что все же прав классик: низкоорбитальные спутниковые системы – тупиковая ветвь развития спутниковой связи (высказывание С.В. Бородича относительно спутниковых низкоорбитальных систем в начале 1990-х гг.).
Александр Эйдус
Наши исследования в этой области выполнены достаточно полно и подробно: 1990-е гг. – первая волна, 2000-е гг. – вторая. Сегодня наблюдается третья волна создания низкоорбитальных систем. Причем сегодня имеются три аргумента у их создателей (точнее, заявителей). Первый – спутники стали существенно легче, а их пропускная способность существенно выше по сравнению с системами Teledesic, SkyBridge и им подобными. Второй – надежда на создание дешевых наземных антенн типа ФАР и АФАР. Третий – особый спрос на услуги в сети Интернет, в том числе услуги, требующие малой задержки сигнала.
Но, по нашему мнению, в перспективе можно ожидать и четвертой волны. Цикличность этих волн примерно 10–11 лет.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2015
Посещений: 5945
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций