В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В мае 2007 г. в Москве состоялось заседание Государственной комиссии по радиочастотам, на котором было принято решение, прямо или косвенно затрагивающее интересы многих российских VSAT-операторов.
По просьбе редакции журнала "Технологии и средства связи" руководители ведущих компаний отрасли спутниковой связи прокомментировали данное решение.
Вера Типугина
Менеджер по маркетингу регионального представительства компании HUGHES Network Systems
Отношение у нас к этому решению двоякое. С одной стороны, внушающий оптимизм пресс-релиз, с другой - резкое ограничение сферы действия самого решения лишь национальным проектом "Образование" и четырьмя операторами и срока действия до 31.12.2007 г. То есть, Решение стало частным и временным исключением из правила для реализации проекта в заданный срок. Сути существующей разрешительной системы оно не меняет.
Напрямую мы не почувствовали последствий этого решения. Но так как наша компания - поставщик оборудония, то мы почувствовали реализацию проекта "Образование" через новые заказы с требованиями очень быстрых сроков поставки. Решение имеет большое значение для операторов по проекту. К прочим операторам, не вовлеченным в проект, решение отношения не имеет, поэтому мы не можем ожидать влияния на другие заказы и проекты.
О перспективах: пожалуй, это прецедент для исключений из правила при реализации других важнейших проектов. Надеюсь, что если упрощенная процедура разрешения использования частот во всем диапазоне не приведет к возникновению вредных и взаимных помех с другими системами, то в обозримом будущем она может быть принята за правило для VSAT-станций во всем диапазоне, как это уже сделано во многих странах.
В то же время эксклюзивность решения по отношению к отдельным операторам может привести к неофициальному делению на "привилегированных" и "обычных" операторов.
Станислав Канапин
Исполнительный директор ЗАО "Айпинэт"
Хорошо, что хоть национальный проект подтолкнул регуляторов пересмотреть сроки оформления частотных присвоений и порядок сдачи VSAT-объектов в эксплуатацию. Значит, такая возможность есть, и хорошо было бы в дальнейшем распространить такие правила на всю отрасль, а не в рамках пусть и важного, но все-таки единичного проекта.
Наша компания не принимает прямого участия в реализации данного проекта, поэтому нам остается только надеяться, что по прошествии некоторого времени исполнители надзорных органов "набьют" руку, и обычные заявки от операторов спутниковой связи будут рассматриваться в ускоренном режиме.
Как известно, данному проекту оказывалось содействие на всех уровнях. И делалось это "по доброй воле", а не по инструкции. Теперь нашим партнерам, которые работают в рамках национального проекта, такое Решение, безусловно, поможет легально обеспечить прохождение разрешительных процедур в более сжатые сроки. Сейчас регуляторы снизили сроки прохождения документов по инстанциям. И вполне вероятно, что завтра они могут пересмотреть саму процедуру, избавившись от некоторых звеньев в цепи, как это было сделано ранее, когда принималось декабрьское решение 2004 года. А потом и до уведомительной системы дойдем. Все это будет на руку VSAT-рынку. Главное, чтобы не "передернули" и не стало хуже после окончания проекта.
А.И. Комарицкий
Генеральный директор ООО "Исател"
Решение об упрощении порядка использования радиочастотного спектра нашей компанией было воспринято положительно. Несмотря на то что оно касается напрямую только средств, разворачиваемых в рамках реализации национального проекта "Образова-ние", на наш взгляд, данное решение приближает Россию к общеевропейским стандартам получения подобных разрешений, что в значительной степени позволит ускорить в нашей стране развитие информатизации в целом.
Положительным является общая тенденция к упрощению процедуры получения разрешений на спутниковые станции типа VSAT. Как известно, в декабре 2004 г. также было принято решение об упрощенной процедуре регистрации станций типа VSAT. Нынешнее Решение распространяет действие процедуры на все полосы радиочастот 14000-14500 МГц (Ku-диапазона) и сокращает установленный законодательством срок рассмотрения заявок с 75 до 30 дней. Поскольку наша компания принимает участие в ряде проектов по строительству сетей спутниковой связи, упрощение процедуры будет способствовать сокращению сроков исполнения проектов, что является немаловажным фактором как для нас, так и для наших заказчиков.
Стоит все же отметить, что данное Решение касается пока еще средств регулирования в рамках реализации национального проекта, осуществляемого с помощью российских спутников. Однако известно, что в настоящее время существует такая проблема, как отсутствие/нехватка емкостей на российских КА. Если такая же процедура была бы введена относительно емкостей на КА зарубежного производства, таких, как, например, Intelsat, то операторам спутниковой связи было бы открыто больше перспектив для реализации собственных проектов. Мы надеемся, что данное Решение не останется на бумаге, а будет на деле исполняться соответствующими органами именно так, как это предполагает осуществлять Минин-формсвязи. В таком случае удастся избежать каких-либо "подводных камней".
В.Р. Анпилогов
Научный консультант каталога "Спутниковая связь и вещание"
Для начала вкратце затрону предысторию этого решения, как она представляется со стороны. В рамках национального проекта "Образование" планируется подключение всех школьных учебных заведений России к сети Интернет. Курирует этот вопрос сегодня Мининформ-связи; к этому проекту (в плане спутниковой составляющей) допущены два оператора, имеющих центральные станции, поддерживающие работу интерактивных VSAT-сетей: "Глобал-Телепорт" и "ЮстТелеком". Кроме них заявлены еще две компании холдинга "Связьинвест", но они на рынке предоставления услуг с использованием VSAT пока не были замечены.
Это уже вторая попытка решить данную задачу. Первая состоялась еще в 2003-2004 гг. в отношении сельских школ. Мягко говоря, эту первую попытку удачной назвать нельзя.
Реализация нового проекта предусматривает установить 7138 VSAT-станций на территории России в тех местах, где кабельная связь невозможна. Поскольку проект был заявлен как глобальный приоритетный проект национального масштаба, то сроки его выполнения определены на президентском уровне. Путин дал задание окончить все работы к 1 сентября 2007 г. В апреле же этого года стало ясно, что за оставшееся время невозможно подключить и легализовать такое количество VSAT-станций несмотря на то, что руководство Мининформсвязи все время декларирует упрощение процедуры оформления документов. Но оказалось неожиданным и для Мининформсвязи, что эти упрощения условные и, по сути, мало что решают. Рейман, как куратор проекта, поставил жесткое условие исполнителям, что все должно быть готово к 1 сентября. ГРЧЦ начал рассматривать суть упрощений: выяснилось, что упростить все невозможно. Становится непонятным, за что брать деньги. Вероятно, именно поэтому было принято такое половинчатое решение - взять те компании, которые причастны к этому проекту, и для них сделать отдельное Решение ГКРЧ: расширить полосу частот для VSAT-станций и сократить время согласования, экспертиз и получения разрешений только для конкретной задачи. В связи с таким решением возникает ряд вопросов. Во всех странах такие национальные проекты и решения являются "движителем прогресса" в общем понимании для всей страны, а у нас получается, что это "движители прогресса" для двух компаний, которые упоминаются в решении ГКРЧ. Фактически все российские операторы VSAT, которые имеют эту технологию и с ней давно работают, оказались к нему непричастны. Более того, само Решение половинчато. Забыли в нем про международную координацию, которая как была у нас в стране, так и осталась. Если все страны уже давно не координируют эти станции между собой, они договорились и приняли для Района 1 общие европейские правила игры, то Россия - единственная страна, которая не признает международных правил игры и до сих пор проводит "внутри себя международную координацию". Мой вопрос к зарубежным операторам-соседям о проблемах координации их VSAT с Россией вызвал только недоумение. Они этим не занимаются. А международная координация отнимает и время, и деньги. Каждая VSAT-станция имеет координационную зону порядка 100-200 км, а иногда и значительно больше, и по российским положениям, если эта зона выходит за границы, надо писать международные заявки, посылать их на согласование в сопредельную страну и, если нет ответа в течение года, повторять процедуру снова. В результате экспертизы ГКРЧ разрешение на частоту выдается только на год, а через год нужно снова писать и платить. Таким образом, получается некая бесконечная возня. Поэтому данное Решение (ГКРЧ), мягко говоря, странное. Положительным и каким-то перспективным его назвать нельзя, это всего лишь частное решение для двух компаний.
А.Г. Эйдус
Генеральный директор ЗАО "ВИСАТ-ТЕЛ"
Самое главное, что само Решение было принято исключительно для двух компаний, задействованных в проекте, что, вообще-то, нонсенс, потому как ГКРЧ - это государственная комиссия по радиочастотам, которая должна заботиться о перспективном развитии, о правильном использовании радиочастотного спектра, о порядках и правилах игры на рынке. И делать частные упрощения, по меньшей мере, странно, если очевидно, что такие упрощения необходимы для всех.
Конечно, государственные органы, в том числе ГКРЧ и Мининформсвязи, вправе определять правила игры, но эти правила должны быть общими для всех участников рынка. Ни для каких компаний не должно быть приоритетов: даже под предлогом особых задач, если иное не оговорено в федеральных законах, как, например, для силовых ведомств. Равенство исходных законодательных условий -основное правило цивилизованной страны.
Сегодня вопросы частотного обеспечения, надзора и лицензирования отданы новой структуре, подчиненной непосредственно Правительству РФ. Даст ли это импульс к приведению нормативных правил на рынке спутниковой связи к цивилизованным нормам, покажет ближайшее время.
Алексей Остапчук
Генеральный директор компании "Глобал-Телепорт"
ЗАО "Глобал-Телепорт", как участник реализации приоритетного национального проекта "Образование" в части обеспечения доступа образовательных учреждений РФ в сеть Интернет, имеет самое непосредственное отношение к данно-му Решению ГКРЧ. На практике, столкнувшись со сложной процедурой оформления большого количества разрешений на использование радиочастот и радиочастотных каналов для малых земных VSAT-станций, работающих в полосе частот, не подпадающей под процедуру упрощенного оформления частотных разрешительных документов, утвержденную Решением ГКРЧ от 06.12.2004 № 04-03-02-001, наша компания выступила одним из основных инициаторов принятия этого Решения. Решение очень важное и своевременное. Учитывая то, что большинство спутниковых подключений в рамках национального проекта "Образование" должно быть реализовано к сентябрю 2007 г., без этого решения ГКРЧ было бы проблематично вовремя оформить разрешительные документы на малые ЗССС VSAT в полном объеме. Это в свою очередь отодвинуло бы срок подключения части общеобразовательных учреждений к Интернету. Принятие же этого Решения позволило в короткие сроки отработать все заявочные документы и получить компании "Глобал-Телепорт" разрешения на использование частот для VSAT-станций, которых уже установлено более пяти тысяч для подключения школ к сети Интернет.
Данное Решение ГКРЧ распространяется только на РЭС спутниковой службы, планируемые к применению в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Оно не затрагивает деятельность операторов спутниковой связи в других проектах, на наш взгляд, не менее важных, например, государственного проекта "Предоставление доступа к универсальной услуге связи". В настоящий момент срок оформления радиочастотных разрешений составляет 195 дней (включая экспертизу) против 45 дней по упрощенной процедуре. Также пока нет изменений в законодательстве на получение разрешений при строительстве и вводе в эксплуатацию центральных ЗССС, без которых невозможна работа сети VSAT-станций.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2007
Посещений: 5131
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций