В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Алексей Киселев
Аналитик компании "Русские Навигационные Технологии"
Спутниковые системы мониторинга транспорта в их современном виде начали появляться в начале 2000-х гг. вместе с началом активного распространения GPS-приемников и навигаторов. Связано это с тем, что в 2000 г. были сняты поправки, которые прежде намеренно вводились в показания спутников для занижения точности определения координат гражданскими устройствами. Спутниковые системы мониторинга транспорта, как инструмент оптимизации бизнеса, в небольших объемах стали внедряться начиная с 2005 г., и можно сказать, что с этого момента началось формирование российского рынка этих систем. Несмотря на финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., рынок продолжает формироваться, а темпы роста объемов внедрений только выросли. В 2009 году рынок удвоился, причем этот темп роста сохранится и в ближайшие год-два. Сравнивая это направление деятельности с другими сегментами И Т/телеком по объемам и по темпам роста, надо учитывать два обстоятельства. Во-первых, это не массовый потребительский, а корпоративный рынок. Во-вторых, сами системы не являются коробочным продуктом, а представляют собой решение, внедряемое на предприятиях проектным методом. Соответственно цикл продажи очень длительный, предполагает техническую проработку проекта и во многих случаях глубокую настройку или доработку программно-аппаратного комплекса под задачи конкретного заказчика. В-третьих, в настоящее время нет единых отраслевых стандартов на проектирование и производство подобных систем. Поэтому корректнее говорить о спутниковых системах мониторинга транспорта как о формирующемся рынке, и по характеру представляемых услуг эта деятельность ближе к ИТ-консалтингу, нежели к рынку электронных устройств.
Главные факторы роста популярности - оптимизация бизнеса и снижение издержек. Это очень актуально для всех, особенно на волне всеобщего стремления к экономии. Кроме того, помогает предотвратить воровство (например, топлива), а это традиционная российская проблема. Стоимость внедрения относительно невысока, предприятию легко обосновать затраты - инвестиции в ИТ-технологии всегда очень привлекательны для администрации и собственников предприятия.
Кроме того, продукт совсем новый, рынок не заполнен им абсолютно, соответственно ежегодное удвоение объемов относительно пустого рынка - вполне закономерное явление.
Любая спутниковая система мониторинга включает 2 составляющих - навигационную и коммуникационную.
Навигационная часть - это все, что отвечает за позиционирование, определение координат транспортного средства, скорость, пройденный путь и прочие параметры движения. Аппаратной составляющей навигационной части является спутниковый приемник GPS или ГЛОНАСС/GPS.
GPS-приемники последнего поколения весьма "продвинутые" устройства. Они обладают высокой чувствительностью, что позволяет им ловить сигналы спутников даже внутри помещения, многоканальность дает им возможность эффективно работать с отраженным сигналом (последние модели имеют 64 и более каналов), они отличаются малыми размерами, весом и энергопотреблением, что позволяет выпускать на их базе компактные устройства с низким энергопотреблением. Группировка спутников GPS полностью укомплектована, неплохо развит ее наземный сегмент, так что с точки зрения работы GPS с навигацией и позиционированием не возникает проблем. Проблемы возникают на уровне российских реалий. Во-первых, это нехватка качественных электронных карт, способных работать с GPS. С картами крупных городов эта проблема более или менее решена, с небольшими городами и населенными пунктами проблем больше. Во-вторых, это алгоритмы работы самого навигационного оборудования, разновидностей которого в настоящее время очень много, также имеется много неудачных образцов, работающих не лучшим образом в плане обработки спутниковых сигналов.
Но если навигационная составляющая системы работает корректно, то проблем с GPS-навигацией быть не должно.
Коммуникационная часть системы представляет собой механизм передачи данных от подвижного объекта (автомобиля) диспетчеру. Система может передавать диспетчеру (и руководителю) любые данные, от базовых данных мониторинга (местоположение, маршрут, пробег, скорость и пр.) до состояния различных узлов, агрегатов и устройств (комплексная телеметрия). Данные в основном передаются по каналам сотовой связи. Используется протокол GPRS, в качестве резервного - SMS и CSD (GSM Data). Здесь все зависит от зоны покрытия сети сотового оператора, устойчивости GPRS-связи, решения ор-ганизационных вопросов, ведь на счете абонента могут банально закончиться деньги, и система прекратит передачу данных. Практика показала, что сотовая связь - наиболее оптимальный способ передачи данных диспетчеру как по затратам, так и по надежности. Но сотовая связь - не единственный канал передачи данных. В некоторых случаях можно осуществлять передачу данных с помощью спутниковой связи Inmarsat D+ и GlobalStar, других систем. Каждая из спутниковых систем связи имеет свои нюансы работы, но в любом случае стоимость ее применения многократно превышает аналогичные расходы на сотовую связь. Наконец, есть возможность использовать для диспетчеризации радиосвязь - УКВ, транковую связь. Затрат на передачу данных в этом случае не будет, но на организацию самой связи уйдет много сил, времени и денег. Такой способ обмена данными с диспетчерской службой организован на некоторых удаленных месторождениях, где нет сотовой связи, но имеется своя радиостанция и радиосеть.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2009
Посещений: 5005
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций