В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Крупнейшим клиентом СПАО “Ингосстрах” с 1999 г. продолжает оставаться ФГУП “Космическая связь”. В 2016 г. СПАО “Ингосстрах” провело большую работу совместно со специалистами АО “Информационные спутниковые системы” им. академика М.Ф. Решетнёва” и ФГУП “Космическая связь” по исследованию платформ “Экспресс-1000Н” и “Экспресс-2000” и убеждению западного перестраховочного рынка космической техники в нераспространении аномалии, произошедшей на КА “Амос-5” на другие космические аппараты, построенные на аналогичной спутниковой платформе. На сегодняшний день эта задача успешно решена, и перестрахование орбитальных группировок КА “Ямал” и “Экспресс” осуществляется в полном объеме.
За 2016 г. ГК “Роскосмос” провела порядка 12 конкурсов, таких как страхование рисков запуска КА “ЭкзоМарс”, первого запуска с космодрома “Восточный” РКН “Союз-2.1а” с КА “Михайло Ломоносов”, запусков новой модификации транспортного пилотируемого корабля серии “Союз МС”, а также запусков транспортных грузовых кораблей серии “Прогресс МС”. Также были застрахованы риски полной гибели или повреждения стартовых комплексов для запусков ракет-носителей типа “Протон”, “Союз” на космодроме “Байконур” и риски гражданской ответственности при запусках и эксплуатации космических аппаратов. По результатам тендеров было застраховано рисков общим объемом страховой суммы 59 млрд руб. и объемом страховой премии на сумму 967 млн руб.
В 2016 г. были успешно осуществлены запуски 15 космических аппаратов. Среди них 14 марта в рамках сотрудничества Европейского космического агентства и ГК “Роскосмос” был запущен КА “ЭкзоМарс”.
28 апреля не менее значимым стал успешный первый запуск с космодрома “Восточный”. Ракета-носитель “Союз-2.1а” вывела на орбиту КА “Михайло Ломоносов”. ГК “Роскосмос” также проводила конкурс по страхованию стартового комплекса РН “Союз” на космодроме “Восточный”, но конкурс был признан несостоявшимся ввиду того, что не было подано ни одной заявки.
Орбитальная группировка ГЛОНАСС была пополнена двумя аппаратами, которые были успешно запущены 7 февраля и 29 мая. Запуски были застрахованы в СПАО “Ингосстрах” и АО “СОГАЗ”.
1 декабря произошел аварийный запуск ТГК “Прогресс МС-04” № 433. На 383 секунде прием телеметрической информации прекратился. Это происшествие стало настоящей неожиданностью для всего мира, учитывая, что выводила этот космический грузовик такая “рабочая лошадка” “Роскосмоса”, как РН “Союз-У”, надежность которой подтверждалась от пуска к пуску последние 40 лет.
Но даже если представить, что не было бы аварии с грузовиком, то статистика запусков за последние 5 лет, приведенная на официальном сайте ГК “Роскосмос”, демонстрирует, что уменьшение количества запусков не улучшает их качество (см. таблицу).
Ровно как и уменьшение бюджетного ассигнования. ФКП 2017 г. на 12 млрд руб. по сравнению с объемом 2016 г. не улучшит качество ракетно-космической промышленности.
Что касается состояния международного космического рынка, то по итогам первого полугодия 2016 г. рынок космического страхования остается прибыльным. Однако 2016 г. характеризуется умеренным объемом размещенных рисков и небольшим объемом подписанных премий в размере $259 млн по состоянию на октябрь 2016 г., что существенно меньше подписанных премий в 2015 г. ($688 млн). На это повлияло сокращение запусков “Протона”, а также взрыв на старте ракеты-носителя (РН) Falcon 9 компании SpaceX со спутником “Амос-6”, подготовка к запуску которого была застрахована на рынке морского страхования и повлекла за собой перенос остальных запусков Falcon 9 на 2017 г., что повлечет за собой недобор рынком страховых премий за 2016 г. на 20%. До декабря 2016 г. на рынке не произошло ни одного страхового случая, но потеря транспортного грузового корабля “Прогресс МС-04” 1 декабря 2016 г. существенно повлияла на безубыточность года. Это уже второй неудачный запуск “Прогресса” за последние 2 года после аналогичного происшествия в апреле 2015 г., когда на нерасчетной орбите оказался грузовой корабль “Прогресс М-27М”. После этого “Роскосмос” осуществлял запуски “Прогрессов” в 2015 и 2016 гг. в том числе ракетой-носителем старой модификации “Союз-У”. В дальнейшем “Роскосмос” планирует использовать для запусков ракету-носитель “Союз-2.1А”. Также стоит ожидать существенного повышения ставок по “Прогрессам”, учитывая 2 неудачных запуска 2 года подряд.
Ставки премий по запуску + 1 год эксплуатации на орбите для западной космической техники существенно сокращаются. В течение последних 10 лет они уменьшились с 14% до 5,5% и сейчас находятся на исторически низком уровне. Основная доля запусков в 2016 г. приходится на РН Ariane-5 (по объему рисков в размере $3,3 млрд). Ставки на Ariane-5 остаются самыми конкурентными на рынке и находятся на уровне 2% за запуск, емкости рынка достаточно даже для двойных запусков с большими страховыми суммами.
На настоящий момент ставки на запуски “Протона” котируются приблизительно на уровне 10–13%, и страховщики более избирательны в предоставлении емкости по этим запускам. Например, 5 лет назад разница между ставками “Протона” и Ariane-5 составляла 1–2%. Сокращение запусков “Протонов” вынуждает западный рынок в большей степени ориентироваться на Arianespace и SpaceX. Популярностью у страховщиков также пользуются такие ракеты-носители, как Atlas V, H-IIA (H-IIB), Long March 3BE, “Днепр”, PSLV, “Рокот” и “Вега”. Ставки по страхованию на орбите находятся на уровне 0,5–0,7% для западных спутников с отсутствием аномалий и длительным периодом срока активного существования. Основные производители платформ, находящихся в эксплуатации на орбите: Space Systems Loral, Boeing, Astrium, Thales Alenia Space.
Учитывая ограниченное количество застрахованных геостационарных спутников каждый год, страховщики расширяют свои портфели с помощью спутников ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли). За 2016 г. было запущено 20 геостационарных спутников и более 30 спутников ДЗЗ и научного назначения. В 2017 г. планируется запуск 46 геостационарных и 42 спутников ДЗЗ и научного назначения.
В среднем максимальная рабочая емкость по запускам в 2016 г. составляет $685 млн и $520 млн по страхованию на орбите.
Таким образом, видно, что основной задачей стоящей перед российской космической техникой является повышением ее качества и надежности, что позволит снизить ставки ее страхования.
Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2017
Посещений: 3592
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций