В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Основное предназначение спутниковой системы поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ" – обнаружение аварийных радиосигналов, подаваемых на частотах 121,5, 243 и 406 МГц и определение по этим сигналам местоположения (координат) терпящего бедствие объекта.
Система состоит из космического, наземного сегментов и аппаратуры обнаружения и поиска (АОП). Космический сегмент состоит из шести низкоорбитальных (высота 800–1000 км), расположенных на околополярной орбите и пяти геостационарных спутников (высота 35 800 км).
Наземный сегмент системы – 76 станций приема и обработки информации (СПОИ), принимающих сигналы от спутников; 31 координационный центр системы (КЦС) для доведения аварийных сообщений до поисково-спасательных служб.
АОП является основным техническим средством по доставке сигнала бедствия (аварийной информации) и включает радиобуи (радиомаяки). Они подразделяются на следующие типы: аварийный радиобуй – указатель местоположения (АРБ/EPIRB) для морского использования; аварийный передатчик – указатель положения (АРМ/ELT) для установки на борту воздушных судов; персональный радиобуй (ПРБ/PLB) для индивидуального применения.
В российскую часть международной системы "КОСПАС-САРСАТ" входят следующие элементы:
МКВЦ является единственной организацией в России, которая проводит регистрацию радиобуев 406 МГц и ведет компьютерную базу данных по всем аварийным радиобуям Российской Федерации, некоторых стран СНГ, а также ряда других государств.
С 1 февраля 2009 г. спутники "КОС-ПАС" и "САРСАТ" прекратили обработку аварийных сигналов на частотах 121,5 и 243 МГц. Данные частоты остаются только для целей радиопеленгования. Было принято решение перейти на полосу 406–406,1 МГц, так как сигналы, передаваемые на частоте 406 МГц, позволяют излучать каждые 50 секунд посылку мощностью в 5 Вт и длительностью 0,460 м/с.
Для более точного определения местоположения аварийного объекта в рамках программы "КОСПАС-САРСАТ" были разработаны и внедрены мероприятия, позволяющие вводить в цифровое сообщение АРБ-406 данные от навигационных приемников систем GPS/Navstar (США) и ГЛОНАСС (Россия). Либо навигационные приемники систем встраиваются в радиобуй, либо навигационная информация подается в радиобуй от внешнего навигационного приемника, чем обеспечивается точность определения местоположения аварийного объекта не хуже 100 м.
Аварийные радиобуи системы "КОСПАС-САРСАТ" в настоящее время обеспечивают следующую точность определения местоположения аварии:
Положением Министерства транспорта Российской Федерации от 1 января 2001 г. № РД 31.62.03.04-00 определены порядок установки, поддержания в рабочем состоянии, регламентной проверки и применения в случае бедствия морских спутниковых аварийных радиобуев, работающих в полосе частот 406–406,1 МГц (АРБ-406) Международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ", предназначенной для обнаружения и определения местоположения судов и самолетов, потерпевших бедствие.
Порядок и правила оснащения судов определяются Федеральной службой морского флота (Росморфлот) и Российским морским регистром судоходства.
По крайней мере один свободно всплывающий АРБ-406 должен быть установлен на всех пассажирских и грузовых судах валовой вместимостью 300 рег. тонн и более, а также на рыболовных судах, грузовых судах валовой вместимостью менее 300 рег. тонн, несамоходных судах, предназначенных для буксировки или для длительной стоянки на якоре вне акватории портов и рейдов и имеющих на борту людей, а также на судах, не совершающих международных рейсов, состав оборудования которых может быть изменен по согласованию с Российским морским регистром судоходства.
Аварийный свободно всплывающий радиобуй должен быть установлен на открытой палубе судна так, чтобы он не перемещался в экстремальных условиях и свободно всплывал при затоплении судна.
Второй АРБ-406 (если требуется) устанавливается в рулевой рубке или в другом помещении вблизи места, откуда обычно осуществляется управление судном, таким образом, чтобы к нему был обеспечен немедленный и беспрепятственный доступ.
В Российской Федерации порядок и правила оснащения судов определяются Федеральной службой морского флота (Росморфлот) и Российским морским регистром судоходства.
Оснащение воздушных судов гражданской авиации системой "КОСПАС-САРСАТ" определено приказом Минтранса РФ от 15 марта 2007 г. № 29.
В соответствии со ст. 88 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" запрещены:
Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641 "Об оснащении транспортных средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" определено поэтапное оснащение ВС оборудованием нового поколения, которое будет отвечать перспективным требованиям к системам навигации, посадки, связи и оповещения. В соответствии с ФЦП "Глобальная навигационная система" и постановлениями Правительства РФ на период 2002– 2011 гг. российскими предприятиями разработано около 20 типов АСН, работающих по сигналам космических навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, что соответствует концепции их применения в авиации России. Оснащение ВС аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS началось с 2001 г., однако этот процесс идет медленными темпами. По данным Ространснадзора, из 1869 отечественных самолетов и вертолетов гражданской авиации, находящихся в эксплуатации, на начало 2011 г. оснащено АСН только 232 ВС. Уровень оснащения отечественных самолетов ГА АСН ГЛОНАСС/GPS составляет 13,3%, а вертолетов – 11,6%.
7 сентября 2010 г., аэродром Ижма, аварийная посадка самолета Ту-154М без связи и средств навигации. На борту воздушного судна находились девять членов экипажа и 72 пассажира. Сообщение о срабатывании аварийного радиомаяка 406 МГц с кодом страны 273 (Россия) в Международный координационный вычислительный центр поступило через 3 минуты. Аварийное сообщение системы "КОСПАС-САРСАТ" было первым среди других радиотехнических средств.
1 октября 2010 г., Бурятия, плохие климатические условия – аварийная посадка Ан-2 в заснеженной тундре, связь с аэропортом назначения отсутствовала. На борту находились восемь пассажиров и три пилота, задействован аварийный радиомаяк. Спасатели безошибочно нашли место аварийной посадки Ан-2 и успешно эвакуировали всех пассажиров и пилотов.
1 октября 2010 г., Пакистан, сработал аварийный радиомаяк на борту вертолета Ми-8 МТВ-1 – отказ двигателя, вертолет разбился, пострадали 10 человек, помощь оказана своевременно – погибших нет.
2 октября 2010 г. аналогичный случай – отказ двигателя в полете, на самолете CESSNA CARAVAN 208B, принадлежащий ООО "ВЕЛЬТАРАН-АВИА" радиомаяк включен при посадке на запасной аэродром – пострадавших нет.
Только в этих четырех случаях были спасены 110 человек.
Согласно международным требованиям, регистрация АРБ-406 в соответствующих национальных базах данных является обязательной.
Регистрация необходима для опознавания судна, передавшего сигнал бедствия, и должного планирования и осуществления поисково-спасательных операций. Регистрационная информация предназначена для поисково-спасательных служб.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2011
Посещений: 13993
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций