В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Мария Ежова
cтарший консультант компании Euroconsult
В настоящее время в мире насчитывается около 50 национальных космических агентств, как гражданских, так и военных. Количество этих агентств возросло за последние несколько лет и данный факт объясняется тем, что многие развивающиеся страны стремятся развивать космические программы, видя в этом прямую связь с социально-экономическим подъемом страны. Лидером по объему финансирования, как и раньше, остаются США, где гражданская космическая программа располагает бюджетом в $20 млрд. Объем общих инвестиций европейских стран равен не многим более $5 млрд. Третьей страной по объему выделенных средств на развитие космических программ стала Россия, ее бюджет составляет $2,7 млрд в 2009 г. Еще в 2008 г. третьей была Япония. То есть за последние 10 лет отмечено возобновление инвестиций в космические программы лидирующих стран, а также развивающиеся страны впервые начали вкладывать инвестиции в космические технологии. Важно отметить, что значительное количество стран с развивающейся экономикой – в Азии, в Африке, в Латинской Америке – проявляют все больший интерес к отрасли.
Что касается России, то ее государственный бюджет, предназначенный на развитие гражданской космической программы, постоянно растет, начиная с 1999 г. Хотелось бы подчеркнуть, что 30% этого бюджета пошло на финансирование и улучшение программы “ГЛОНАСС”, которая является главным приоритетом российской космической программы.
По прогнозам только что вышедшего экономического исследования “Спутники построенные и запущенные к периоду 2018”, рынок космических аппаратов должен вырасти в последующие 10 лет на 58%. Если сравнивать период 2000–2009 с периодом 2010–2019 гг., то рынок должен вырасти с 772 космических аппаратов до 1220. Объем рынка производства спутников также возрастет на 57%, а средняя цена за спутник снизится примерно на 1%. Это значит, что локомотивом роста рынка станет количество запускаемых спутников. Что касается рынка запуска космических аппаратов, то на нем также наблюдается тенденция роста, достигшая 34%. Рыночная структура космического сектора подразделяется на три сегмента: гражданский государственный, военно-государственный и коммерческий. Государственные программы – гражданские и военные – являются локомотивом производства. Что касается коммерческого рынка, его рост объясняется двумя факторами: заменой геостационарных спутниковых систем и приходом на этот рынок новых игроков из развивающихся стран.
Характерной чертой рынка производства и запускoв телекоммуникационных спутников является наличие циклов спроса. В данный момент спутник проходит свой четвертый цикл, характеризующийся большим количеством запусков. Сейчас происходит около 24 запусков в год, в последующие 2–3 года количество запусков останется на этом же уровне. Однако, по прогнозам, в конце этого десятилетнего периода, то есть к 2018–2019 гг., количество запусков спутников достигнет 17–18 в год. Общий объем рынка производства коммерческих спутников за последние 10 лет оценивается в $25,77 млрд. По прогнозам специалистов, в следующие 10 лет объем рынка возрастет на 12%.
Что касается рынка запусков коммерческих аппаратов, то эта сумма оценивается в $21,4 млрд на последний десятилетний период. Интерес представляет тот факт, что этот рынок отличается еще большей концентрацией, на нем присутствуют только три оператора запускаемых услуг, и они составляют доминирующие 90% этого рынка. На период 2010–2019 гг. прогнозируемый объем рынка составит $24,9 млрд, что составляет 16% роста по сравнению с предыдущим десятилетним периодом. Необходимо подчеркнуть, что российский рынок запуска космических аппаратов является закрытым и конкурентно защищенным. В период с 2010 по 2019 г. объем рынка увеличится вдвое по сравнению с нынешним периодом и достигнет $1,5 млрд.
Oбъем этого рынкa составил около 6 тыс. транспондеров в 2009 г. Практически 40% от всех транспон-деров используются для сегмента телерадиовещания, еще 30% – на транкинг, а оставшаяся часть делится между сегментами доставки ТВ-программ и телекоммуникаций. Следует сказать, что этот рынок будет продолжать расти. Рынок космических услуг фиксированной связи также будет расти: это относится как к спросу на транспондеры, так и к получаемому доходу.
Говоря о России, следует сказать, что здесь спрос на транспондеры вырос почти на 7,1% в 2009 г. Большая потребность в средствах связи и быстрое расширение рынка телевещания вызовет спрос на транспондеры в последующие 10 лет. Несмотря на спад экономической активности, ожидается, что будет иметь место устойчивый спрос на спутниковый ресурс, хотя цифровое телевидение и некоторые типы телекоммуникационных услуг находятся на раннем этапе своего развития в этом регионе.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2010
Посещений: 4688
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций