Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Спутниковые технологии обеспечивают оперативность реагирования на аварии с опасным грузом на транспорте

Вячеслав Новиков
К.в.н., доцент кафедры
теории и практики управления
МГППУ; спасатель 1-го класса

Оперативное реагирование на аварии планируется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых возможно возникновение чрезвычайной ситуации (ЧС).

Оперативное реагирование на аварии с опасным грузом на транспорте осуществляется силами (аварийно-спасательные службы, подразделения пожарной охраны), уполномоченными на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

Оперативное реагирование на аварии с опасным грузом на транспорте включает в себя:

  • прием и обработку вызова (информации об аварии);
  • выезд и следование к месту аварии;
  • развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС;

Прием и обработка вызова

Прием и обработка вызова осуществляются оперативным дежурным (дежурным диспетчером) аварийно-спасательного формирования ( АСФ), подразделения пожарной охраны (то есть подразделения, уполномоченного на ликвидацию данного вида аварии) и включают в себя:

  • прием от заявителя и фиксирование в журнале учета вызовов информации об угрозе возникновения или возникновении аварии;
  • оценку полученной информации и принятие решения о направлении к месту вызова сил и средств, предусмотренных расписанием выезда (планом привлечения сил и средств);
  • подачу сигнала "ТРЕВОГА";
  • выдачу старшему дежурной смены или начальнику караула наряда о выезде на аварию, а также плана (карточки) или выписки из плана ликвидации ЧС при их наличии;
  • передачу в установленном порядке имеющейся информации об объекте аварии и направлении сил и средств к месту вызова.

Обработка вызова должна быть завершена за возможно короткое время и не должна задерживать выезд и следование сил и средств к месту возникновения ЧС. После обработки вызова в район ЧС в установленном порядке должны быть направлены силы и средства РСЧС в соответствии с имеющимися планами привлечения сил и средств и иными документами.

Выезд и следование к месту вызова

Выезд и следование к месту аварии (ЧС) включают в себя сбор личного состава по сигналу "ТРЕВОГА" и его доставку на автомобилях и иных специальных транспортных средствах на место аварии.

Выезд и следование к месту аварии должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается:

  • быстрым сбором и выездом личного состава подразделения, уполномоченного на проведение АСДНР (в течение времени, не превышающего нормативное);
  • движением специальных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной и обеспечивающей безопасность скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правил дорожного движения;
  • знанием особенностей района выезда.

Развертывание сил и средств

Развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС, - размещение личного состава, специальной техники и оборудования в зоне ЧС в соответствии с планом ликвидации ЧС либо решением руководителя ликвидацией ЧС на проведение АСДНР и ликвидацию ЧС.

Для управления силами и средствами единой системы при ликвидации ЧС создается система управления - совокупность функционально связанных органов и пунктов управления, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации. Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
  • на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
  • на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

В рамках единой общегосударственной системы важным звеном является ЕДДС на уровне муниципалитета. Согласно Указу Президента РФ, создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 должно быть завершено до 31 января 2012 г. по всей территории страны. Быстрый прием, обработка и передача вызовов, поступающих на единый номер 112, позволят уменьшить время реагирования на этом этапе.

Время реагирования

Основным критерием оперативного реагирования является время.

Время реагирования на аварии в основном складывается из следующих этапов: получение информации об аварии, передача сигнала в соответствующую аварийно-спасательную службу, организация выезда и выезд, следование к месту чрезвычайной ситуации, прибытие и развертывание аварийно-спасательного оборудования, чтобы начать аварийно-спасательные работы.

Так, статья 76 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" устанавливает, что время (реагирования) прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

В настоящее время нет таких требований к размещению подразделений аварийно-спасательных формирований, аварийно-спасательных служб.

Основные факторы, оказывающие влияние на оперативность реагирования:

  • позднее время получения информации об аварии;
  • отсутствие точных координат места аварии;
  • дислокация подразделений;
  • наличие автомобильных пробок;
  • отсутствие метеорологического прогноза (погодных условий) по маршруту движения и в зоне ЧС.

Есть ли решение?

Все вышеуказанные причины могут быть устранены за счет применения спутниковых технологий: космических систем связи, навигации, поиска и спасания и метеорологии.

Анализ состояния космических систем России показывает:

  • российская низкоорбитальная система спутниковой связи "Гонец" (для пакетной передачи данных) не развернута в полном составе, обновление происходит с большим опозданием. Создание системы Роскосмосом отодвинуто на 2015 г. В настоящее время в системе работает только один спутник из 36, то есть системы нет и вести разговор об оперативности не имеет смысла;
  • российская метеорологическая спутниковая система состоит из двух метеоспутников, один из них на полярной орбите высотой около 800 км - КА " Метеор-М" и один спутник на геостационарной орбите - "Электро-Л".
Оперативное реагирование на аварии с опасным грузом - это осуществление взаимосвязанных действий органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по незамедлительному получению информации о факте возникновения аварии, своевременному оповещению о ней населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации ликвидации аварий соответствующими силами и средствами.

Фактически в космосе нет национальной метеорологической системы, а данные с наземных метеостанций собираются по телефону. Все это приводит к неточности прогноза погоды и потере времени.

Спутники в помощь

Непрерывное функционирование и оперативное получение метеорологических данных позволит создать оптимальную национальную метеорологическую систему, состоящую из шести спутников (трех полярных низкоорбитальных и трех - на стационарной орбите). Погоду по маршруту движения и в зоне аварии от спутниковой метеорологической системы можно ожидать к 2015-2020 гг.

Время и точные координаты места аварии своевременно передадут на пункты управления:

  • система определения координат ГЛОНАСС, принцип измерения координат тот же самый, что и у системы GPS;
  • Международная космическая система поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ".

ГЛОНАСС предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Доступ к гражданским сигналам ГЛОНАСС в любой точке земного шара на основании указа Президента РФ предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.

Для обеспечения коммерциализации и массового внедрения технологий ГЛОНАСС в России и за рубежом Постановлением Правительства РФ в июле 2009 г. был создан федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности, функции которого были возложены на ОАО "Навигационно-информационные системы".


В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641 оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат:

  • воздушные суда государственной, гражданской и экспериментальной авиации;
  • морские суда и суда внутреннего речного и смешанного ("река-море") плавания;
  • автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.

За организацию работ по оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS транспортных, технических средств и систем персональную ответственность несут руководители федеральных органов исполнительной власти.

Проведение работ по поэтапному оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS гражданских воздушных судов будет полностью завершено до 1 января 2018 г. (Приказ Минтранса РФ от 24 августа 2011 г.).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. определено, что транспортные средства, включая специальные транспортные средства, категории М, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Порядок оснащения указанной аппаратурой транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Государственная автоматизированная система "ЭРА-ГЛОНАСС"

Разрабатывается проект "ЭРА-ГЛОНАСС", подразумевающий, что весь автотранспорт в обязательном порядке оборудуют навигационно-связными терминалами ГЛО-HACC/GPS, в случае аварии автоматически передающими свои координаты по каналам мобильной связи в дежурно-диспетчерскую службу. Ввод в эксплуатацию этой системы планируется ориентировочно на 2013 г. Система автоматически будет звонить, передавать координаты аварии аварийно-спасательным службам. Они будут обеспечивать помощь. Таким образом, независимо от того в каком состоянии находится транспортное средство, будет обеспечиваться гарантированность реагирования.

Ввод в эксплуатацию системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" позволит ощутимо снизить смертность в ДТП на российских дорогах. По статистике ГИБДД, за 2011 г. в ДТП погибло около 30 тыс. человек.

Федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности "НИС ГЛОНАСС" изучает возможность сопряжения системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" с технологиями спутниковой связи для тех мест, где нет покрытия сигналом GSM-сетей. Для особенно удаленных регионов рассматривается возможность сопряжения системы "ЭРА-ГЛОНАСС" с технологиями спутниковой связи и с технологиями ведомственной связи.

В 2013 г. автомобили с системой навигации ГЛОНАСС получат функцию экстренного реагирования в случае аварии. Развертывание системы на всей территории России с поддержкой сетей GSM-связи планируется в конце 2013 г. Таким образом, российская система экстренного реагирования в случае аварии начнет работать даже раньше аналогичной европейской системы eCall, которая будет введена в строй только в 2015 г. (ранее в Европе только отдельные производители использовали подобные системы в своих машинах). Предполагается, что российская система экстренного реагирования будет работать на всех машинах со штатно установленной навигацией ГЛОНАСС. Всего планируется иметь семь региональных навигационно-информационных центров, которые должны быть развернуты до конца 2013 г.

Федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности "НИС ГЛОНАСС" изучает возможность сопряжения системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" с технологиями спутниковой связи для тех мест, где нет покрытия сигналом GSM-сетей. Для особенно удаленных регионов рассматривается возможность сопряжения системы "ЭРА-ГЛОНАСС" с технологиями спутниковой связи и с технологиями ведомственной связи. ГЛОНАСС ускорит реагирование оперативных служб (МЧС, ГИБДД, бригад "Скорой помощи") на аварии.

"КОСПАС-САРСАТ"

Кроме того, Международная космическая система поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ" обнаруживает аварийные радиосигналы, подаваемые на частоте 406 МГц и определяет по этим сигналам местоположение (координаты) терпящего бедствие объекта.

Радиомаяки являются основным техническим средством по передаче сигнала бедствия (аварийной информации) с места аварии через спутники на станции приема и обработки информации (СПОИ) и в Международный координационно-вычислительный центр (МКВЦ), расположенный в Москве. МКВЦ является единственной организацией в России, которая проводит регистрацию радиобуев 406 МГц и ведет компьютерную базу данных по всем аварийным радиобуям РФ, некоторых стран СНГ, а также ряда других государств. Сегодня в системе "КОСПАС-САРСАТ" зарегистрировано более миллиона радиобуев 406 МГц, которые подразделяются на морские, авиационные и персональные.

Министерством транспорта России определен порядок оснащения судов морского флота и воздушных судов гражданской авиации. А положения Минтранса РФ об оснащении радиомаяками железнодорожного и автомобильного транспорта, перевозящего опасные, специальные (ценные) грузы, в настоящее время нет.

Результаты анализа данных по химическим авариям показали, что, несмотря на общее снижение числа объектов химической промышленности в последние годы, число аварий не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Около 300 видов опасных веществ транспортируется по железным дорогам. Более 80% опасных грузов на железных дорогах составляют легковоспламеняющиеся жидкости, химические энергоносители, едкие и ядовитые вещества. Количество потенциально опасных веществ растет безостановочно, транспортировка опасных грузов и аварийно химически опасных веществ (АХОВ) увеличивает вероятность аварий, пожаров, загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы.

Комплексное внедрение спутниковых технологий позволяет своевременно и квалифицированно принимать решения о выполнении работ по ликвидации аварий с опасным грузом на транспорте.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2012
Посещений: 7082

Статьи по теме

  Автор

Вячеслав Новиков

Вячеслав Новиков

К.в.н., доцент

Всего статей:  7

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций