В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Системы спутниковой связи в Ка-диапазоне за последние несколько лет получили признание во всем мире. В том числе и в России. Несколько лет тому назад, примерно с 2008 г., началась разработка проектов в этом направлении. Начиная с 2010 г. проект под названием РСС-ВСД получил государственную поддержку, однако история этого вопроса и развития РСС-ВСД оказалась сложной. В заглавии данной статьи можно поставить вопросительный знак, но события самого последнего времени позволяют сегодня обойтись просто точкой.
Напомним, что проект спутникового ШПД Ка (в последующем под названием РСС-ВСД) стартовал в 2009 г. по инициативе снизу, которую поддержал ОАО "РКС". Официальный государственный статус этот проект получил в соответствии с поручениями протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 28 октября 2009 г. № 5. Затем Постановлением Правительства Российской Федерации № 207 от 1 апреля 2010 г. ФГУП "Космическая связь" (ГП КС) определено ответственным за реализацию проекта в 2010 г. Головной исполнитель системного проекта — ФГУП НИИР, соисполнители — ОАО "Российские космические системы" и ЗАО "ВИСАТ-ТЕЛ". В процессе системного проектирования для создания РСС-ВСД начали формироваться кооперации — как "внутренняя", так и "внешняя". Для космического сегмента во "внутреннюю" кооперацию предусматривались ОАО "Российские космические системы", ФГУП "Космическая связь", РКК "Энергия" им. СП. Королева, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ОАО "ИСС" им. М.Ф. Решетнева; во "внешнюю" — французские компании Thales Alenia Space, EADS Astrium и канадская MDA. Для земного сегмента — соответственно российские ФГУП "Космическая связь", ОАО "Российские космические системы", ЗАО "ВИСАТ-ТЕЛ", ЗАО "Концерн "Гудвин" ("Гудвин Европа") и зарубежные Newtec (Бельгия), Hughes Network Systems (США), iDirect (США). Проект предполагал два этапа реализации. Первый этап на основе спутников "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" в 2012 г. Каждый из спутников имеет 10 абонентских лучей в Ка-диапазоне частот, которые направлены на наиболее заселенные регионы России. Второй этап — на основе новых двух спутников, "Восточный" (133Е) и "Западный" (60Е), запуски которых были запланированы на 2014 г. При этом лучи этих спутников должны были охватывать всю территорию России. Целевые задачи РСС-ВСД на первом этапе (2012 г.) предусматривали возможность обеспечения широкополосным должны более 200 тыс. домохозяйств, а на втором этапе (2014 г.) уже не менее 2 млн. При этом планировалось обеспечить скорости от 512 кбит/с до 15 Мбит/с при цене 1 Гбайт примерно 50 руб. (это примерно $2 по курсу на то время) и цене за абонентскую станцию 8 тыс. руб. Кроме того, целевой задачей РСС-ВСД являлось развитие технологий спутниковой связи в России и организация производства абонентских терминалов и центральных станций. Заказчиком работ по проекту РСС-ВСД выступало Минкомсвязи. Постановлением Правительства Российской Федерации № 577 от 14 июля 2011 г. национальный оператор связи ОАО "РТКомм.РУ", входящий в группу компаний "Ростелеком", был определен единственным исполнителем мероприятий по завершению проекта "Обеспечение высокоскоростного доступа к информационным сетям через системы спутниковой связи" (РСС-ВСД). Общий объем работ на начальном этапе (2009 г.) оценивался в 17,2 млрд руб., увеличился до 18,49 млрд руб., затем вырос примерно до 33 млрд руб., из которых 4,46 млрд руб. предусматривалось получить из бюджета. Такое резкое увеличение было связано как с новым требованием Минкомсвязи обслуживания всей территории России, так и с необходимостью организации разработки и производства наукоемкой продукции на территории России. При этом срок окупаемости проекта, по оценкам НИИР, достиг 8,1 года при тарифах, соизмеримых с тарифами наземных сетей (минимальный тариф составил 300 руб. в месяц). Были выполнены работы по эскизному проектированию многолучевых спутников связи "Западный" и "Восточный", определен стратегический партнер по земному сегменту в лице компании Gilat, которая обещала передать документацию на HUB и терминалы, а также участвовать в организации их разработки и производства. Однако дальнейшая судьба проекта постепенно приобретала все более туманные очертания. В конечном итоге уже новое руководство Минкомсвязи (в лице министра Н. Никифорова) в сентябре 2012 г. объявило о замораживании проекта РСС-ВСД как нерентабельного. Финансирование РСС-ВСД было прекращено, но открыто финансирование "города инноваций" в Татарстане.
Практически с середины 2012 г. о судьбе ШПД Ка в России практически ничего известно не было. А после замораживания РСС-ВСД делались различные прогнозы на форумах в Интернете. В одном из комментариев на форуме по поводу ШПД Ка была высказана интересная мысль — а кто заинтересован в ШПД Ка? Наземные операторы не заинтересованы, поскольку это конкурент. Для традиционных операторов спутниковой связи типа VSAT это тоже конкурент. Для операторов космического сегмента российской спутниковой группировки тоже не радость рождение нового российского спутникового оператора.
И все же в последних числах ноября 2012 г. стало официально известно, кто продолжит развитие ШПД Ка в России. Эту ответственность (техническую, организационную и финансовую) взял на себя национальный спутниковый оператор ГПКС.
А именно: объявлен открытый конкурс на создание нового спутника " Экспресс-АМУ1" (www.rscc.ru). Максимальная цена разработки и изготовления спутника — 6,355 млрд руб. (примерно $200 млн). С учетом того что запуск спутника запланирован в Федеральной космической программе и Роскосмос еще в 2011 г. объявил формальный конкурс на запуск "Экспресс-АМУ1", "Экспресс-АМ7" и "Луч" с ценой в 4,044 млрд руб. (конкурс заканчивается в декабре 2013 г.), общая цена спутника на орбите составит не более $300 млн с учетом страховки запуска и первого года эксплуатации.
Спутник " Экспресс-АМУ1" предусмотрен для размещения в орбитальной позиции 36 град, в Е-диапазоне. В диапазоне Ки планируется два луча вещания: на Россию и Центральную Африку. Подача пакетов вещания для российского луча предусмотрена с территории России, а для африканского луча — с территории Африки и с территории Европы (телепорт Рамбуйе).
Всего в Ku-диапазоне для вещания предусмотрен 61 ствол с полосой по 33 МГц, из них для России — 32 ствола, для Центральной Африки — 29 стволов. На территории России ЭИИМ стволов близка к предельно допустимому значению и составляет в максимуме 54 дБ Вт, а на границах рабочей зоны — 50 дБВт. Для африканской зоны ЭИИМ заметно ниже — в максимуме 48 дБВт, а на границе зоны — 38 дБВт, что рассчитано, видимо, для организации распределительного ТВ.
В качестве дополнительной полезной нагрузки спутника "Экспресс-АМУ1" предусмотрен многолучевой БРТК Ка-диапазона. Рабочая зона формируется многолучевыми антеннами в пределах европейской части РФ на основе традиционного равномерного распределения лучей, каждый из которых имеет диаграмму направленности примерно 0,6 град.
В отличие от решения, принятого для "Западного" спутника в проекте РСС-ВСД, число лучей меньше почти в два раза. Но за счет того, что предусмотрено неравномерное распределение полосы частот в лучах, имеется возможность оптимизировать распределение пропускной способности системы за счет неравномерного распределения частотного ресурса, приближаясь к плотности распределения потенциальных абонентов на обслуживаемой территории. Предполагается, что дополнительная оптимизация может быть выполнена за счет загрузки прямых каналов различными по скорости цифровыми потоками. В результате в лучах, в которых прогнозируется максимальный трафик (максимальное число абонентов), достижима емкость сети, которая больше примерно в 1,4 раза для прямых каналов, чем в лучах РСС-ВСД, при этом ресурс спутника по потреблению энергопитания может быть оптимизирован за счет снижения пропускной способности (и энергопотребления) в лучах с низким трафиком.
В таблице представлены исходные требования для спутника "Экспресс-АМУ1" сформированные на основе технических данных в конкурсной документации.
Общую пропускную способность БРТК Ка-диапазона, если пользоваться рекламными подходами, принятыми для аналогичных спутников Ка, то получится, что его емкость составляет примерно 14 Гбит/с. Если учесть еще емкость спутника "Экспресс-АМ6" (53Е), которая составляет примерно 5,8 Гбит/с, и наличие на этой же территории 4 лучей спутника KA-SAT (9E) емкостью примерно 4,6 Гбит/с, то в итоге к 2017 г. получится значительная емкость ШПД Ка в объеме 24,4 Гбит/с, доступная на европейской части России. Кроме пропускной способности для спутников ШПД Ка-частот, рекламируется цена условного Гбит/с. Например, для спутника Viasat-1 этот показатель составляет примерно $3,5 млн. Для спутника " Экспресс-АМУ1" этот показатель указать затруднительно, поскольку известна только общая цена (с учетом БРТК Ки). Однако, если принять, что цена системы Ка пропорциональна отношению числа передатчиков БРТК Ка и БРТК Ки, которое примерно составляет (18 + 4)/66, а общую цену спутника на орбите принять $300 млн, то получится, что условная стоимость одного Гбит/с составляет $4,1 млн, что немногим более, чем для спутника Visat-1, и немного лучше, чем для спутника KA-SAT.
Технические параметры в процессе создания спутника "Экспресс-АМУ1" еще будут уточняться и видоизменяться. Еще нет достаточных данных для оценки земного абонентского сегмента. Но можно надеяться, что спутниковый ШПД Ка, пусть даже с задержкой на 1—2 года по сравнению с планами РСС-ВСД, реализуется и для этого предпринимаются практические действия. Единственное, что на этом пути осталось неопределенным, — задача технологического развития российской отрасли космической связи. Решение этой задачи, видимо, теперь справедливо искать в технополисе в Татарстане.
Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2013
Посещений: 5561
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций