Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Спутниковые технологии обеспечивают безопасность на транспорте

Реализация Транспортной стратегии России до 2030 г. предусматривает достижение шести основных целей. Одна из них – "повышение уровня безопасности транспортной системы. Это позволит повысить эффективность работы аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб…".
Вячеслав Новиков
К.в.н., доцент

Техногенная составляющая

Ведущим элементом транспортной системы России является железнодорожный транспорт, его доля составляет 40% от всего объема грузовых и пассажирских перевозок страны. Особое значение железных дорог определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.

Необходимо помнить о том, что на железнодорожном транспорте остается высоким риск возникновения транспортных происшествий.

Железнодорожные пути нуждаются в капитальном ремонте, кроме того, велик износ грузовых электровозов и маневровых локомотивов. Темпы обновления локомотивного парка недостаточны.

АХОВ – химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать массовое поражение людей или животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов выше установленных предельно допустимых значений.

Из приведенного выше следует, что самая распространенная угроза для железнодорожного транспорта – техногенная. По причине технических неисправностей и неполадок происходят различные транспортные происшествия и аварии. Особую тревогу с точки зрения экологической безопасности вызывают случаи столкновения и схода вагонов с опасными грузами, особенно аварийно химически опасными   веществами   (АХОВ),   в черте крупных городов и населенных пунктов. Ущерб, наносимый  такими чрезвычайными ситуациями, обычно очень велик, так как, кроме ликвидации последствий самой аварии, приходится бороться еще и с вторичными поражающими факторами.


Особенность аварий, связанных с выбросом АХОВ, требует принятия незамедлительных мер по защите людей и локализации источника заражения. По данным Ространснадзора, на фоне уменьшения аварийных происшествий при перевозке грузов относительная доля крушений с опасными грузами остается практически постоянной и колеблется в пределах от 31,6 до 54,5%.

Система КОСПАС-САРСАТ или ГЛОНАСС

Оперативность реагирования сил и средств на локализацию источника заражения зависит от времени получения информации об аварии от технических средств, в том числе и с использованием спутниковых технологий. Правительство РФ постановлением от 9 июня 2005 г. № 365 обязало оснащать аппаратурой спутниковой навигации железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов. Это открывает реальные перспективы внедрения в интересах ОАО "РЖД" самых современных инновационных спутниковых технологий. Передача сигнала с места аварии, радиомаяком (радиобуем) спутниковых систем КОСПАС-САРСАТ или ГЛОНАСС в центр управления ОАО "РЖД" позволит руководителям и специалистам железной дороги быстро оценить ситуацию и определить план действий по ликвидации чрезвычайной ситуации с опасным грузом.


26 февраля 2011 г. орбитальная группировка системы ГЛОНАСС пополнилась спутником нового поколения "Глонасс-К", что позволит обнаруживать сигналы аварийных радиомаяков. Радиомаяки являются основным техническим средством по передаче сигнала бедствия с места аварии через спутники на станции приема и обработки информации (СПОИ) и в Международный координационно-вычислительный центр (МКВЦ), расположенный в Москве. МКВЦ является единственной организацией в России, которая проводит регистрацию радиобуев 406 МГц и ведет компьютерную базу данных по всем аварийным радиобуям РФ, некоторых стран СНГ, а также ряда других государств. Сегодня в системе КОСПАС-САРСАТ зарегистрировано более миллиона радиобуев 406 МГц, которые подразделяются на морские, авиационные и персональные.

В России только три предприятия занимаются разработкой и выпуском аварийных радиомаяков системы КОСПАС-САРСАТ.

Принципы работы

Аварийное сообщение с радиомаяка принимается спутниками и передается на наземные станции приема и обработки информации, которые принимают сигнал и передают его в МКВЦ. Затем аварийное сообщение поступает в дежурно-диспетчерскую службу Ространснадзора, Росжелдора и Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ФГП "ВО ЖДТ России"), силы и средства (пожарные поезда) которой прибудут в район аварии с опасным грузом и приступят к ее ликвидации (см. рисунок).


Пожарные поезда приказом Минтранса России № 12 от 21 января 2009 г. отнесены к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В рамках своего функционального предназначения пожарные поезда ведомственной охраны железнодорожного транспорта привлекаются к ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы.

Начиная с 1982 г. функционирует Международная спутниковая система поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ. Основное ее предназначение – обнаружение аварийных радиосигналов, подаваемых на частоте 406 МГц и определение по этим сигналам местоположения (координат) терпящего бедствие объекта.

На сети железных дорог в режиме постоянной готовности функционируют 304 пожарных поезда. Интенсивность их применения остается достаточно высокой. Только в 2010 г. пожарные поезда ликвидировали 1885 пожаров (возгораний) и 276 чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта.

Кроме того, спутниковые технологии уже давно приходят на помощь и авиационному транспорту. Аварийная посадка самолета Ту-154М 7 сентября 2010 г. в Ижме показала возможности системы КОСПАС-САРСАТ по доведению аварийного сигнала. Так, сообщение о срабатывании радиомаяка 406 МГц с кодом страны 273 (Россия) Международный координационный вычислительный центр передал в Центр единой системы авиационно-космического поиска и спасания (ЕС АКПС) и дежурно-диспетчерскую службу Ространснадзора. Самолет до аварии находился в воздухе еще почти 50 минут, без связи и средств навигации, а центры управления имели координаты бедствия и соответственно приводили в готовность авиационные силы и средства поиска и спасания. Аварийное сообщение системы КОСПАС-САРСАТ было первым среди других радиотехнических средств.

Спутниковые технологии на товарных поездах, перевозящих опасные грузы, позволяют повысить эффективность применения пожарных поездов, а также взаимодействие с ОАО "РЖД" по всей вертикали управления на стадиях принятия и исполнения решений. Внедрение спутниковых технологий дает возможность своевременно и квалифицированно принимать решения, касающиеся выполнения работ по тушению пожаров и ликвидации последствий аварийных ситуаций на объектах транспорта.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2011
Посещений: 13229

Статьи по теме

  Автор

Вячеслав Новиков

Вячеслав Новиков

К.в.н., доцент

Всего статей:  7

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций