В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Валентин Анпилогов
К.т.н., научный эксперт журнала
Представленная ниже статья планировалась к публикации в ежегодном приложении к журналу ТСС "Спутниковая связь и вещание-2008". Однако, учитывая ее дискуссионную направленность, было решено отложить публикацию, чтобы обсудить материалы с заместителем руководителя Федерального агентства связи Л.В. Юрасовой. Обсуждение состоялось в марте этого года при участии ответственных разработчиков анализируемого документа В.Б. Крейнде-лина, начальника отдела ФАС, и В.М. Цирлина, представителя Ассоциации независимых центров и лабораторий системы сертификации "СВЯЗЬ". В ходе обсуждения выявился ряд расхождений по некоторым вопросам среди участников. В итоге было решено опубликовать кроме исходной статьи и комментарии В.М. Цирлина, в которых отражены упомянутые расхождения.
Федеральный закон "О техническом регулировании" изменил общие подходы к сертификации продукции, но не затронул основы сертификации оборудования в области средств связи. Регуляторные основы технического регулирования в области связи (в частности, и основы сертификации оборудования) закреплены нормативно в ФЗ "О связи". В настоящее время нормативные требования к техническим телекоммуникационным параметрам сертифицируемого оборудования и сертифицируемым системам связи устанавливаются путем ввода в действие нормативных правовых документов типа "Правил применения...".
О сертификации и нормировании технических параметров ЗССС
Правила применения, которые непосредственно нормируют параметры земных станций спутниковой связи (ЗССС) и VSAT-станций, приведены в табл. 1. В той же таблице приводится и нормативный документ, устанавливающий понятие целостности и устойчивости единой сети электросвязи, и обязательные технические требования общего характера.
Анализ "Правил применения..." показывает их неадекватность общим мировым тенденциям и противоречивость с нормативными правовыми актами, действующими сегодня в России. Так, "Правила применения ЗССС" (Приказ № 99, табл. 1) противоречат Постановлению Правительства, поскольку требуют обязательную сертификацию ЗССС технологической сети после ее сопряжения с сетью общего пользования, в то время как в Постановлении указывается, что обязательной сертификации в данном случае подвергается только устройство, непосредственно обеспечивающее это сопряжение.
В ряде случаев "Правила применения..." устанавливают, мягко говоря, некорректные обязательные технические параметры, противоречащие решениям ГКРЧ, а иногда эти параметры противоречат и правилам физики. Например, в "Правилах применения антенн и фидерных устройств" требование к ширине диаграммы направленности можно рассматривать как требование применения сверхнаправленных антенн, у которых эффективная площадь раскрыва больше геометрической площади, т.е. коэффициент использования поверхности антенны более 1. В "Правилах применения ЗССС" есть требование к сжатию спектра сигнала (Приложение 6, п. 2, см. табл. 3) По-видимому, это все же примеры опечаток, но любая опечатка в законе обязательно приводит к проблемам (попробуйте доказать в какой-нибудь надзорной службе, что закон, исполнение которого эта служба призвана контролировать, неправильный?).
Кроме того, в Постановлении Правительства РФ (см. врезку 1) установлен перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации. В этом перечне нет внутренних частей ЗССС (модемы, антенны и т.п.), но путем введения Приложений к "Правилам применения ЗССС" устанавливаются обязательные требования и к частям ЗССС в обход Постановления Правительства РФ № 896 от 31.12.2004 г.
Анализ общего набора нормируемых параметров столь обширен, что их подтверждение, если этим действительно заняться, растянется на долгое время и выльется в большие затраты для заявителя. Похоже, что столь большой объем подтверждаемых параметров принят только в Китае и в России (см. табл. 2).
Кратко о нормируемых параметрах ЗССС
Некорректность технических норм в "Правилах применения антенн и фидерных устройств" уже отмечалась ранее в журнале "Технологии и средства связи" № 1 за 2007 г. В то время еще не были приняты "Правила применения земных станций спутниковой связи и вещания единой сети электросвязи Российской Федерации. Часть 1", сегодня это нормативный документ. В табл. 3 приводится краткий анализ некоторых нормируемых этим документом параметров ЗССС и VSAT-станций.
О целостности и устойчивости сети
Неизменным формальным основанием в преамбуле "Правил применения..." приводится уже не обеспечение качества и защита прав потребителей (эта формулировка дискредитировала себя и, по сути, отменена законом о техническом регулировании), а обеспечение целостности, устойчивости и безопасности Единой сети электросвязи России (ЕСЭ), как указано в ФЗ "О связи". Понятия "целостность" и "устойчивость" в отношении ЕСЭ нет, но для сети связи общего пользования 27 сентября 2007 г. эти понятия введены нормативно и выражены в технических показателях.
Напомним, в соответствии с ФЗ "О связи", к ЕСЭ отнесены все телекоммуникационные сети на территории РФ: "Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий: сеть связи общего пользования; выделенные сети связи; технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования; сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем".
Теперь, благодаря результатам научных исследований, "целостность" и "устойчивость" закреплена нормативно в "Требованиях к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования". Некоторые из этих нормативных требований заслуживают всеобщего обозрения (см. табл. 4 и 5). Как следует из таблиц, интерактивным трафиком теперь называется трафик реального времени, а если это не так, то ни одна сеть спутниковой связи работать не сможет. Второй вывод можно сделать из табл. 5 - в зоновых и, тем более, местных телефонных сетях связи применить технологии спутниковой связи вряд ли удастся, так как достичь указанного коэффициента готовности вряд ли получится (правда, нет нормативного расчета для коэффициента готовности (Кг) и можно придумать любые алгоритмы: например, не учитывать "планового" простоя -как в наземных сетях).
Заключение
Сегодня при нормировании технических параметров оборудования современных средств связи уже нельзя ориентироваться на устаревшие шаблоны, выработанные десятилетия назад. Слишком большой технологический прогресс достигнут за последние 10-15 лет в области телекоммуникаций.
Нет сомнения, что в качестве базовых принципов нормирования в первую очередь должны быть приняты положения и рекомендации документов международного уровня с указанием их преемственности с "Правилами применения...".
К сожалению, после государственной регистрации "Правил применения..." заложенные в них технические ошибки и некорректности уже имеют статус российского закона, поэтому еще до государственной регистрации подобных документов необходима их непредвзятая техническая экспертиза, а для возникновения персональной ответственности за результат следует указывать конкретных разработчиков и экспертов "Правил применения...".
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2008
Посещений: 6219
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций