Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Спутниковые технологии для обеспечения универсальных услуг связи в небольших населенных пунктах

Александр Дементьев
Технический директор ЗАО "Глобал-Телепорт"


В условиях отсутствия современных средств инфокоммуникаций в десятках тысяч поселений универсальные услуги связи (УУС) являются крайне важным инструментом выравнивания возможностей всех членов общества, независимо от места их проживания.

Связь – каждому россиянину

Законодательно определено само понятие "универсальные услуги связи", набор услуг, входящих в это понятие, требования к ним. В частности, определено, что к универсальным услугам связи относятся, собственно, две услуги:

•          услуги телефонной связи с использованием таксофонов (пункты коллективного пользования – ПКП);

•          услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа (ПКД).

Определены требования, которым должны отвечать ПКП и ПКД.
Наиболее важными для выбора технологии доступа для сельских и труднодоступных районов являются требования к быстроте развертывания технических средств при предоставлении УУС и комплексу технических и программных средств. В чем же заключается универсальность УУС?

С одной стороны, УУС предоставляют любому жителю России независимо от географического положения и размера населенного пункта, в котором он проживает, возможность воспользоваться определенными услугами по доступным ценам. С другой стороны, УУС обеспечивают возможность подключения каждого пользователя к сети связи общего пользования (ССОП) и гарантируют доступ к местным, междугородным и международным услугам связи.


 

Cхема построения сети связи для предоставления
универсальных услуг связи с использованием пунктов
коллективного доступа
Нажмите на картинку для увеличения

Особенностью организации предоставления универсальной услуги связи, обусловленной огромной территорией Российской Федерации, является необходимость выноса пунктов коллективного доступа (ПКД) и таксофонов от основного коммутационного оборудования сети оператора на десятки, а иногда и на сотни километров. Оптимальным вариантом при построении таких удаленных сетей является использование спутниковых технологий, которые не требуют построения дополнительных коммуникаций и отвечают требованиям по быстроте развертывания сети. В процессе реализации национального проекта "Образование" компанией "Глобал-Телепорт" был накоплен богатый опыт по развертыванию сети, состоящей из большого количества точек, в самые сжатые сроки. Всего за несколько месяцев в 2007 г. компанией было подключено 5420 образовательных учреждений по всей стране, что помогло отработать типовую схему по подключению объектов. Для реализации проектов такого масштаба компанией "Глобал-Телепорт" были построены три центральные земные станции спутниковой связи (ЦЗССС, или хаб). Всего в сети используются 4 ЦЗСС, расположенные в Москве, Хабаровске, Новосибирске и Павловой Посаде.

Типовая схема организации связи для предоставления УУС

В данный момент "Глобал-Телепорт", самостоятельно или совместно с другими операторами, реализует 20 проектов по предоставлению универсальных услуг связи в небольших населенных пунктах. Один из проектов направлен на предоставление универсальной услуги телефонной связи в Республике Тыва (129 пунктов установки). Остальные проекты направлены на предоставление услуг передачи данных в семи регионах Российской Федерации. При оказании универсальных услуг связи для удаленных районов в основном используются каналы спутниковой связи, организованные с помощью наших технологий и операционных центров, управляемых специалистами нашей компании. Рассмотрим типовую схему организации услуг по предоставлению доступа к сети Интернет с использованием ПКД (см. схему). Топология сети – звезда, при которой в центре находятся хабы, а на концах лучей расположены абонентские станции с инфокиосками (см. схему). ЦЗССС предназначена для управления VSAT, подключения к наземным транспортным сетям, управления трафиком, распределения и контроля использования спутникового ресурса. Нижний уровень сети включает в себя ПКД с использованием абонентской земной станции спутниковой связи (АЗССС). Оборудование ПКД по своему назначению является оконечным и представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из:
•          системного блока, оборудованного устройством работы с платежной картой;
•          двух клавиатур и двух мониторов;
•          источника бесперебойного питания.

Все вышеперечисленное оборудование смонтировано в антивандальном корпусе.
Также в состав ПКД входит устройство, обеспечивающее высокоскоростной канал доступа к сети Интернет – VSAT, который включает спутниковый терминал с антенной диаметра 1,2 м с маломощным устройством приема-передачи и спутниковый модем, работающий в режиме условного доступа по линии вверх и постоянно в стандарте DVB-S на линии вниз. Каждый инфокиоск обеспечивает возможность организации и функционирования двух рабочих мест. Обычно ПКД работают на базе операционной системы Windows. Подключение инфокиоска к АЗССС осуществляется по интерфейсу Ethernet.

Доступ к сети Интернет осуществляется с помощью стандартных решений на оборудовании ЦЗССС. Схема построения сети для предоставления универсальных услуг связи с использованием ПКП имеет ряд отличий:
•          сеть присоединяется к телефонной сети общего пользования (ТфОП) через шлюзовые станции;
•          АЗССС оборудованы интерфейсом, поддерживающим стык с таксофонами.

Эта система теоретически идеальна, на практике же может возникнуть ряд трудностей.
Во-первых, такая схема требует наличия арендованной или собственной магистральной инфраструктуры. При этом чем больше звеньев в такой цепи, тем сложнее осуществлять мониторинг всей системы. Во-вторых, одной из самых серьезной проблем, с которой сталкивается большинство операторов, являются сложности с доставкой оборудования и его дальнейшим обслуживанием, поскольку VSAT-решения используются в основном в труднодоступных и удаленных населенных пунктах. Оптимальным решением этих проблем стало использование магистральной инфраструктуры материнской компании и создание сети центров регионального обслуживания, использование которых позволит в разы сократить сроки ремонта, гарантийного обслуживания и замены вышедшего из строя оборудования.

Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2009
Посещений: 8052

Статьи по теме

  Автор

Александр Дементьев

Александр Дементьев

Технический директор ЗАО "Глобал-Телепорт"

Всего статей:  1

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций