В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Необходимость приведения положений СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 к международным положениям давно назревала как по допустимой норме излучения, так и по правилам установки передающих радиотехнических объектов. И определенные шаги в этом направлении были сделаны: 21 января 2008 г. Минюст России зарегистрировал Постановление № 91 от 19.12.2007 г. главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПиН 2.1.8/2.2.4.2302-07". Данное постановление вносит ряд дополнений в п. 3.13 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03. В частности, достигнуто важное упрощение - исключена необходимость санитарно-эпидемиологического заключения для VSAT-станций. Также в п. 3.13 было внесено дополнение, разрешающее установку без получения санитарно-эпидемиологической экспертизы определенных типов ЗССС с рабочей мощностью до 20 Вт, диаметром антенны до 3,5 м и при рабочих частотах 5775-6525 и 13 750-14 500 МГц. Пока в дополнении упомянуты только станции одного производителя, поэтому возникает вопрос: какие шаги нужно предпринять участникам спутникового рынка для получения соответствующего разрешения? Вопросы вызывает не только этот пункт. В постановлении есть примечание, которым определяется, что п. 3.13 не относится к антеннам, расположенным на внешних стенах здания. Относится ли это примечание к антеннам ЗССС? Ответ на этот вопрос может быть разным, так как в своем письме от 12.10.2006 г. Роспотребнадзор рекомендовал устанавливать антенны VSAT-станций, в том числе, и на стенах образовательных учреждений, если стены выполнены из кирпича или бетона и не имеют окон.
Редакция журнала "Технологии и средства связи" обратилась к представителям спутникового сообщества с просьбой дать свои комментарии к этому постановлению главного государственного санитарного врача. Комментарии представителей Роспотреб-надзора пока получить не удалось.
Сергей Алымов
Генеральный директор "РуСат"
Данные изменения безусловно являются давно ожидавшимся шагом в правильном направлении, хотя и здесь не обошлось без "российской специфики" (имеется в виду приложение, касающееся ЗССС "Сатис ТЛ-94"). Определяющими в подобного рода решениях являются величина ЭИИМ и характеристики диаграммы антенны на передачу. Так как все станции подлежат регистрации и в процессе этой регистрации требуется сертификат ССЭ на ЗССС (а сертификат не будет выдан, если характеристики применяемых в ЗССС антенн не соответствуют требованиям к антеннам VSAT-станций, работающим в системах "Экспресс", "Ямал", "Интелсат", "Евтелсат"), то не совсем понятно выделение ЗССС "Сатис ТЛ-94" в отдельный класс VSAT-станций. Неплохо было бы получить комментарий Роспотребнадзора на эту тему.
Андрей Механик
Генеральный директор
НП "Национальная Ассамблея
спутниковой связи"
В течение нескольких последних лет "Национальная Ассамблея спутниковой связи" активно отстаивала необходимость отмены отдельных административных ограничений на эксплуатацию так называемых малых ЗССС. Сегодня с удовлетворением можно отметить, что мы были услышаны исполнительной властью.
Вступление в силу СанПиН 2.1.8/2.2.4.2302-07 (гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов), которыми вводятся изменения к действующему СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03, является важнейшим событием практически для всех российских операторов спутниковой связи.
Впервые на уровне федерального нормативного акта закреплено, что не требуется получения санитарно-эпидемиологического заключения на малые ЗССС (мощность передатчика не более 2 Вт, диаметр антенны не более 2,4 м) и на ЗССС типа "Вымпел" производства ЗАО "Сатис" с мощностью передатчика не более 20 Вт и диаметром антенны не более 3,5 м при соблюдении определенных требований к их размещению.
Введение этой нормы, несомненно, послужит ускорению темпов развития сетей фиксированной спутниковой связи, работающих по технологии VSAT.
Вместе с тем следует сказать и о том, что формулировки некоторых положений вступившего в силу СанПиН не позволяют однозначно истолковать текст в отношении малых ЗССС. Имеющийся смысловой "люфт" текста создает возможность для такого прочтения, при котором немалая часть его позитивного содержания может быть сведена к нулю.
В связи с этим представляется целесообразным компетентное уточнение или разъяснение (или то и другое вместе) того, что в отношении малых ЗССС не требуется получения санитарно-эпидемиологического заключения на размещение, ввод в эксплуатацию и на эксплуатацию, а также что разрешается устанавливать антенны более 3,5 м при соблюдении определенных требований к их размещению.
Введение этой нормы, несомненно, послужит ускорению темпов развития сетей фиксированной спутниковой связи, работающих по технологии VSAT.
Вместе с тем следует сказать и о том, что формулировки некоторых положений вступившего в силу СанПиН не позволяют однозначно истолковать текст в отношении малых ЗССС. Имеющийся смысловой "люфт" текста создает возможность для такого прочтения, при котором немалая часть его позитивного содержания может быть сведена к нулю.
В связи с этим представляется целесообразным компетентное уточнение или разъяснение (или то и другое вместе) того, что в отношении малых ЗССС не требуется получения санитарно-эпидемиологического заключения на размещение, ввод в эксплуатацию и на эксплуатацию, а также что разрешается устанавливать антенны на крышах зданий, внешних сторонах стен зданий и балконах.
Положения нового СанПиН, касающиеся ЗССС производства ЗАО "Сатис", также вызывают некоторые вопросы, требующие пояснений. Например, было бы полезно распространить действие этих норм на все другие станции с аналогичными параметрами. Или, по крайней мере, опубликовать условия, которые должны быть выполнены иными производителями аналогичных ЗССС, чтобы на их продукцию также распространились данные правила, действующие сейчас в отношении упомянутых ЗССС.
В ближайшее время "Национальная Ассамблея" спутниковой связи предпримет все зависящие от нее усилия для положительного разрешения перечисленных выше вопросов.
Олег Куц
Генеральный директор "СТЭК.КОМ"
В данном постановлении исключена необходимость санитарно-эпидемиологического заключения для VSAT-станций при размещении их антенн на крыше или на земле. Однако это положение не распространяется на установку VSAT-станций на внешней стене здания, а ведь такая схема установки является довольно востребованной на сегодняшний день для антенн размером до 1,8 м.
Кроме того, внесено дополнение, устанавливающее преференции для ЗССС конкретной компании "Сатис ТЛ-94", что является нарушением антимонопольного законодательства РФ.
Александр Эйдус
Генеральный директор "Висат-тел"
Новое дополнение к СанПиН, утвержденное Постановлением № 91 от 19.12.07 г. и предусматривающее отмену санитарно-эпидемиологического заключения на ЗССС с антенной до 2,4 м и передатчиком до 2 Вт (т.е. практически в понимании российской нормативной базы для ЗССС типа VSAT в Ku-диапазоне), несомненно, полезно. Разговоры об этом шли уже более 5 лет, и в 2003 г. даже проводились научные исследования, в которых участвовали "ВИСАТ-ТЕЛ", "СТЭК.КОМ", "ГАЗКОМ". Однако ряд положений документа вызывает больше вопросов, чем ответов. Так, в дополнении к п. 3.13 заключение упоминается в единственном числе. Как будут трактовать это дополнение в Роспотребнадзоре, не ясно -поскольку СанПиН требует как минимум два таких санитарно-эпидемиологических заключения: одно на проект, второе на эксплуатацию. Можно также оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на тип оборудования. Кроме того, в дополнении к п. 3.13 введено примечание, которое можно прочесть так, что оно исключает возможность установки антенн на внешних стенах зданий. Основания для такой трактовки есть, поскольку далее в п. 3.16 СанПиН рекомендует устанавливать антенны только на мачтах и крышах. Более того, есть и письмо Главного санитарного врача, касающееся проекта "Образование", в котором допускается устанавливать антенны на стенах, но в исключительных случаях - если они глухие и сделаны из кирпича или бетона. Как будет трактовать Роспотреб-надзор примечание к п. 3.13 пока непонятно.
Особо следует отметить дополнение об эксклюзивности ЗССС компании "Сатис ТЛ 94" с антенной до 3,5 м и передатчиком до 20 Вт. Это дополнение к СанПиН законодательно устанавливает норму дискриминации участников товарного рынка. С правовой точки зрения такая трактовка, т.е. упоминание конкретной компании, является ничтожной, поскольку противоречит федеральному антимонопольному закону. Соответственно любая компания может применять свои ЗССС с антенной до 3,5 м и мощностью до 20 Вт, как указано в Приложении 3 к СанПиН. Конечно, это положение должна разъяснить Федеральная антимонопольная служба.
По-видимому, в скором времени Роспотребнадзор в письмах или конкретных действиях в процессе планового или внепланового контроля даст свои комментарии по применению указанных выше дополнений к СанПиН.
Итог: хотели сделать как лучше, а получилось как всегда.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2008
Посещений: 9602
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций