В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Среди доступных на рынке спутниковых технологий VSAT (Very Small Aperture Terminal) находится вне конкуренции по соотношению скорости, качества и стоимости коммуникационных сервисов. Помимо прочего, малогабаритные спутниковые терминалы можно транспортировать, а при помощи специального мобильного VSAT-оборудования – создавать на базе различных транспортных средств передвижные узлы связи, способные во время стоянок обеспечить доступ ко всем телекоммуникационным сервисам. Помимо этого, активное развитие получают решения по организации связи непосредственно при движении транспортного средства, так называемая подвижная связь: в России уже успешно реализуются проекты по обеспечению доступом в Интернет пассажиров автомобилей, самолетов и поездов [1].
В России процесс становления технологии VSAT начался в конце 90-х гг. Впервые упоминание "малых" земных станций появилось в решении ГКРЧ от 27 июля 1998 г., где указаны их основные радиотехнические параметры (максимальный размер антенн – до 3,8 м), но, по сути, применение таких станций было сопряжено с множеством условий. В то время технология и оборудование VSAT были известны в России, но использовать на практике такие станции могли позволить себе немногие ведомства в связи с высокой стоимостью самих станций, низкими энергетическими параметрами российских спутников связи и существенными проблемами нормативно-правового характера. Сегодня нормативная база в нашей стране значительно упрощена, и для использования VSAT-станций требуется только их регистрация в местных органах надзора. Одновременно с этим ценовые параметры профессиональных VSAT-станций снизились в разы, а для VSAT-станций, ориентированных на массовый спрос, – более чем на порядок [2].
Сегмент спутниковой связи в России, основанный на применении VSAT, был и все еще остается технологией преимущественно для корпоративных заказчиков [3]. Многие предприятия и организации, которые имеют распределенную географию или сеть филиалов с иерархической структурой, придерживаются политики построения корпоративной сети с установкой спутниковых станций на объектах и пользуются услугами единого оператора, который занимается обслуживанием сети. И если в будущем удается перевести часть офисов на наземные каналы, многие организации по-прежнему оставляют спутниковые станции как резервные (альтернативные) каналы, которые легко интегрируются с наземными элементами корпоративных систем.
Спутниковые технологии обеспечивают одинаковую стоимость канала передачи данных, независимо от расстояния и географического расположения объектов. При этом после доставки спутникового оборудования на объект скорость построения и развертывания каналов составит от нескольких часов до нескольких минут (в зависимости от сложности и назначения канала). Зачастую спутниковая связь становится единственным видом связи с объектами, находящимися в труднодоступных местах, не имеющих наземных или других альтернативных каналов связи.
Компании используют спутниковые каналы и оборудование для организации любых современных сервисов связи – передачи данных, телефонии, доступа в Интернет, видеоконференц-связи и видеонаблюдения, дистанционного обучения, электронной почты, передачи факсов, доступа к файл-серверам, репликации баз данных, мониторинга и телеметрии, передачи радио и телевидения [3].
Среди типичных задач, которые решают системы VSAT в корпоративных сетях, – спутнsиковый Интернет, междугородная и международная IP-телефония и каналы передачи данных IP VPN.
Для организации передачи данных непосредственно с мест событий, где нет возможности использовать традиционные каналы мобильной или фиксированной связи, часто применяются передвижные комплексы VSAT. Как правило, основными потребителями этих решений выступают государственные структуры, спецслужбы и телекомпании.
Подобные VSAT-терминалы оптимизированы для монтажа на транспортных средствах – например, автомобилях. Оборудование этой категории не предназначено для организации связи во время движения транспортного средства, но зато по месту прибытия оно не требует проведения пуско-наладочных работ, что очень важно, поскольку экипаж и пассажиры транспортного средства, на котором установлен узел спутниковой связи, могут не обладать навыками, необходимыми для его настройки [4].
Передвижные терминалы оснащаются практически тем же оборудованием, что и стационарные VSAT, только в более компактном исполнении – в состав передвижной репортажной спутниковой станции, как правило, входят автоматический антенный пост, стандартное каналообразующее оборудование, системы управления и электропитания. Принципиальные отличия заключаются в том, что такие терминалы подразумевают использование ударопрочных контейнеров для перевозки и антенн специальной конструкции, которая обеспечивает высокую точность наведения на спутник. Для обеспечения соответствия этим требованиям компании, предоставляющие услуги спутниковой связи, предлагают готовые передвижные и мобильные репортажные спутниковые станции на базе полноприводных автомобилей повышенной проходимости и антенн с автоматическим наведением.
Интересное решение на базе VSAT – переносной комплекс, представляющий собой небольшой компактный контейнер, который может носить один человек. Комплекс автоматически наводится на спутник, время его развертывания составляет всего несколько минут. Основное назначение такого комплекса – сверхоперативная организация связи из любого места, куда может добраться человек, организация видеорепортажа и наблюдения, а также передача и прием небольших объемов информации (электронная почта, доступ в Интернет, телефония). Подобные комплексы используются военными структурами, спецслужбами, корреспондентами и другими оперативными службами.
Для организации связи на движущемся транспорте применяется технология СОТМ (Communication On The Move). Существует множество разновидностей систем СОТМ, работающих в разных диапазонах частот, но наиболее популярным остается Ku-диапазон. По качественным показателям и набору сервисов подобные системы не уступают уже зарекомендовавшим себя стационарным или мобильным VSAT-системам. И, несмотря на более высокую стоимость законченной системы, их популярность неуклонно растет.
По своему составу и структуре оборудование конечного комплекса, способного обеспечить работу в движении, схоже с VSAT-станциями в привычном, стационарном исполнении. Оно может быть реализовано на любом транспортном средстве: автомобиле, железнодорожном составе, и, в том числе, технологии сертифицированы для установки на морских судах и борту самолета. Конечный, позиционный состав оборудования остается неизменным: антенная система; спутниковый модем; передающий блок BUC (block-up converter) и приемный блок LNB (low-noise block).
Основной толчок для развития подвижной связи дали морские перевозки, где подобные услуги оказались очень востребованными, поскольку суда (как грузовые, так и круизные) могут длительное время находиться вне зоны действия телекоммуникационной инфраструктуры, установленной на земле. Важными предпосылками внедрения таких проектов на судах стали, в первую очередь, простота технического решения и легкость установки оборудования на судно, обусловленные отсутствием ограничений по габаритам спутниковых антенн. Еще одна предпосылка – простота регуляторных процедур, так как судно, как правило, курсирует вне зоны действия норм регуляторов.
Первый масштабный проект с использованием СОТМ в 2003 г. запустила компания Boeing. Именно она впервые организовала доступ в Интернет с бортов своих самолетов в северном полушарии на территориях Северной Америки, Европы, Азии и части Африки. Для предоставления услуг пассажирам был образован оператор связи Connexion By Boeing. Он задействовал в работе четыре центральные станции спутниковой связи, расположенные в США, Швейцарии, Германии и в России [5].
Для установки на железнодорожные составы часто используются антенные системы обтекаемой формы и небольшого веса, способные беспрепятственно работать в непосредственной близости от силовых линий, избегая при этом возможных помех от электромагнитного излучения. Технология позиционирования подобной антенной системы позволяет исключить контроль со стороны оператора, а "захват" спутника происходит автоматически – это удобно, когда поезд выходит из туннеля и может в считанные секунды восстановить наведение на спутник.
Применение VSAT в движении активно продвигается в мире и начинает осуществляться в России на морских судах, поездах и автомобилях. Однако применение VSAT в движении имеет массу нюансов системного и технического характера. Одним из таких нюансов является то, что допустимо использовать передатчик с мощностью, эквивалентной спектральной плотности до 0 дБВт/40 кГц без применения способов расширения спектра (или 1 Вт на 40 кс/с, например, для обратного канала 400 кс/c допустим передатчик 10 Вт) [6].
Кроме этого, существуют определенные проблемы регулирования, в частности, отсутствие обобщенной процедуры при регистрации подвижной станции.
Стоит отметить, что сервисы передачи данных для транспорта в движении, в том числе пассажирского и военных ведомств, открывают для российского рынка услуг спутниковой связи огромные перспективы. Подобные сервисы востребованы как у крупных корпораций и перевозчиков, желающих иметь собственные мобильные и независимые рабочие станции, так и у государственных структур, в том числе занятых в обеспечении безопасности страны или ее граждан.
Литература
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2014
Посещений: 5805
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций