В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Одним из возможных путей повышения скорости передачи информации для спутниковых систем является переход в более высокую часть радиочастотного спектра. Однако это дает не только определенные преимущества, но и создает дополнительные проблемы, от решения которых зависит эффективность использования системы. Одной из таких ключевых проблем является рост затуханий на спутниковых трассах, прежде всего в гидрометеорах.
Численные оценки затуханий в Ku- и Ka-диапазонах частот для территории России в удобной для практического использования форме были представлены в [1]. Там же отмечено, что методической основой прогнозирования затуханий на спутниковых трассах являются рекомендации БР МСЭ. В ИКЦ “Северная Корона" разработан программный комплекс “Спутниковые технологии", в котором реализованы последние версии данных рекомендаций.
Будем его использовать для анализа суммарных затуханий (атмосфера, дождь, облака и туман, тропосферные сцинтилляции) на спутниковых линиях Ka-, Q- и V-диапазонов на контрольных частотах 20, 40 и 50 ГГц соответственно. Для двух типовых значений коэффициента готовности: 0,999 и 0,995.
Учитывая, что в настоящее время ведутся работы по созданию глобальных низкоорбитальных систем связи, построим глобальную карту затуханий для двух вариантов углового положения антенны ЗС: в зенит (см. рис. 1) и при угле места 10 град. (см. рис. 2). Из рисунков видно, что в отдельных областях территории Земли затухания на линиях могут быть очень значительны. Существенное влияние оказывает и угол места.
Влияние угла места на затухания в пределах зоны обслуживания продемонстрируем на конкретном примере. На рис. 3 представлена карта затуханий в пределах зоны обслуживания (угол места 10 град.) спутника на орбите высотой 1400 км (подспутниковая точка 62 град. с.ш. и 90 град. в.д.). Видно, что по мере приближения к границе зоны обслуживания численные значения затуханий начинают резко возрастать.
Из представленных результатов можно сделать некоторые выводы:
Распределение затуханий по территории России для геостационарного спутника в позиции 90 град. представлено на рис. 4.
В настоящее время в России ведутся разработки ряда новых спутниковых систем на высокоэллиптической орбите ти па “Тундра" (“Экспресс-РВ", “Росинфоком") [2]. Проанализируем распределение затуханий в пределах зоны обслуживания, ограниченной углом места 40 град. Разместим спутник на апогейном участке орбиты (координаты подспутниковой точки 62 град. с.ш., 90 град. в.д.). Результаты расчета представлены на рис. 5.
Хорошо видно одно из ключевых преимуществ таких систем – значительные углы места позволяют реализовать высокий коэффициент готовности практически на всей территории России и стран СНГ.
Однако действительно больших скоростей передачи информации (по разным оценкам, более 3 Гбит/с) можно достигнуть, если использовать лазерные линии связи на участках “Космос-Земля" и “Земля-Космос" на частотах примерно 200, 283, 311, 353 ТГц. Достоинства таких систем очевидны: в условиях “чистого неба" узкие лучи обеспечивают высокую скорость, скрытность, помехозащищенность. Габаритные, весовые характеристики, энергопотребление орбитальных и земных средств минимальны, что открывает новые возможности применения микроспутников.
Но при наличии облаков, тумана или дождя затухания на трассе становятся весьма существенными. Эти, а также другие факторы требуют детальной проработки системно-технических решений, определяющих облик перспективной спутниковой системы оптического диапазона [3, 4]. Именно эти задачи и поставлены перед рабочей группой специалистов, сформированной для проведения работ по данному направлению.
Литература
ИКЦ “СЕВЕРНАЯ КОРОНА”
Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2016
Посещений: 4113
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций