В рубрику "Техническое обозрение" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В феврале и марте 2006 г. специально для журнала "Технологии и средства связи" сотрудники центра мониторинга и опросов компании "Гротек" провели исследование российского рынка цифровых радиорелейных станций (ЦРРС). Исследование проводилось среди сотрудников компаний, работающих в данном секторе рынка оборудования. Все участники опроса были отобраны по признаку соответствия профиля своей деятельности параметрам исследования. При обработке результатов учитывались только надлежащим образом оформленные ответы респондентов.
На следующих страницах приведены мнения экспертов из профильных компаний о состоянии и тенденциях развития данного сектора рынка, а также таблица технических характеристик ЦРРС с комментарием.
Участники исследования
Направление деятельности
Почти половина ответивших специалистов (47%) представляют компании, занятые продажами оборудования (рис. 1). Производителей ЦРРС оказалось значительно меньше (29%), и ненамного отстали от них системные интеграторы: они составили почти четвертую часть респондентов (24%).
Масштаб компании
Представители сравнительно крупных организаций (свыше 100 человек) составляют 10% от общего числа участников опроса (рис. 2). Ровно половина опрошенных специалистов работают в компаниях с персоналом от 51 до 100 человек. Более одной трети предприятий (35%) насчитывают в своем штате от 10 до 50 человек. И замыкают список фирмы класса SOHO: компании численностью до 10 человек составляют всего 5% от общего количества респондентов.
Основные группы потребителей
Определяя три самые крупные категории своих заказчиков, компании назвали основными потребителями решений ЦРРЛ операторов сотовых сетей (27%), что неудивительно, учитывая активное развитие инфраструктуры последних. Ненамного отстали от сотовых операторов государственные учреждения и ведомства (22%). А вот операторы фиксированных сетей связи общего пользования в исследовании получили только 11% - столько же, сколько предприятия ТЭК. Их опережают предприятия добывающей промышленности: по результатам исследования, их доля в структуре спроса на оборудование ЦРРС приближается к 17%. Равное количество голосов респондентов (по 6%) получили предприятия сферы производства и научные и образовательные учреждения. Финансовые компании, по-видимому, нечасто используют средства радиорелейной связи при создании своих корпоративных сетей.
Годовой объем продаж
Большая часть компаний, принявших участие в опросе (44%), за 2005 г. реализовала на российском рынке менее 100 радиорелейных станций (рис. 4). 29% участников опроса за тот же период продали до 500 станций. Более крупные поставщики - до 1500 и более ЦРРС - занимают примерно одну пятую часть опрошенной аудитории. Картина продаж в предыдущем, 2004 году, в рамках выбранной шкалы, оказалась аналогичной 2005 году.
Уровень цен на оборудование
На рис. 5 и 6 показаны ценовые диапазоны ЦРРЛ, реализованных участниками опроса в 2005 г. и 2004 г. соответственно. В прошедшем году лидерами продаж (39%) стали дорогие ЦРРС стоимостью выше 10 000 дол. (за 1 станцию с модемом для организации дуплексной связи). 28% проданных станций стоили от 7500 до 10 000 дол. На третьем месте по популярности (22%) находятся решения следующего ценового диапазона: от 5000 до 7500 дол. Спрос на более дешевые ЦРРС значительно ниже: 9% станций за 3-5 тыс. дол. и всего 2% станций стоимостью менее 3 тыс. дол. Следует отметить, что в 2004 г. наблюдалось практически такое же распределение по ценовым характеристикам с незначительными изменениями в верхней части шкалы цен на ЦРРС.
Классы ЦРРС
Распределение по классам радиорелейных станций, реализованных компаниями в 2005 г., представлено на рис. 7. Абсолютными лидерами продаж (59%) стали среднескоростные ЦРРС, обеспечивающие скорость от 10 до 100 Мбит/с в одном стволе. Кстати, доля этих станций в общем Распределение по классам радиорелейных станций, реализованных компаниями в 2005 г., представлено на рис. 7. Абсолютными лидерами продаж (59%) стали среднескоростные ЦРРС, обеспечивающие скорость от 10 до 100 Мбит/с в одном стволе. Кстати, доля этих станций в общем объеме продаж не изменилась с 2004 г.
Низкоскоростные ЦРРС (до 10 Мбит/с) составили чуть больше четверти (26%) всех продаж, уступив 3% по сравнению с 2004 г. Соответственно на столько же выросли в 2005 г. продажи высокоскоростных станций (более 100 Мбит/с): они достигли уровня 15%.
Направления модернизации
В каком направлении проводились последние усовершенствования ЦРРС (за последний год)? Судя по ответам участников опроса (рис. 8), компании уделяют наибольшее внимание расширению функциональных возможностей станций (частотные диапазоны, скорости передачи и интерфейсы, число стволов и т.п.): 36% ответов. В каком направлении проводились последние усовершенствования ЦРРС (за последний год)? Судя по ответам участников опроса (рис. 8), компании уделяют наибольшее внимание расширению функциональных возможностей станций (частотные диапазоны, скорости передачи и интерфейсы, число стволов и т.п.): 36% ответов. Улучшением технических характеристик станций (внедрением новых видов модуляции, повышением характеристик приемника и передатчика, модема и т.п.) занимаются 29% производителей. Одна пятая часть из опрошенных (21%) сообщили, что усовер-шенствования ЦРРЛ коснулись в первую очередь новых вариантов конструктивного использования элементов ЦРРС. Реализацию новых сервисных возможностей ЦРРС (управление, контроль параметров и т.п.) осуществили 14% производителей станций.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2006
Посещений: 11958
В рубрику "Техническое обозрение" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций