Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Тема номера" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ФАС уполномочен заявить

Анатолий Голомолзин
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы

Недавно правительство внесло в Государственную думу второй антимонопольный проект, который направлен на совершенствование антимонопольного законодательства, на снятие административных барьеров и усиление мер ответственности по отношению к наиболее опасным нарушениям антимонопольного законодательства. В том числе речь идет о картельных сговорах, а также о тех лицах, которые неоднократно нарушали антимонопольное законодательство. В отношении таких нарушителей предполагается введение мер уголовной ответственности, как это предусмотрено в мировой практике.

Если говорить о рыночных тенденциях в сфере телекоммуникаций, то можно привести несколько цифр, характеризующих ситуацию на рынке телекоммуникаций в условиях динамичного роста в 2007-2008 гг.

Телекоммуникационный сектор наряду с сектором электроэнергетики был одним из ведущих сегментов рынка, где происходили наиболее крупные сделки слияний и приобретений, причем российский рынок был одним из мировых лидеров в этой сфере. В 2007 г. мы рассмотрели порядка 260 ходатайств о слияниях и приобретениях в этой сфере, в 2008 г. – 380. В качестве основных тенденций можно отметить процессы конвергенции на рынках услуг связи, в сетях кабельного телевидения, в сетях передачи данных, в услугах фиксированной и мобильной связи.

Процессы экономической концентрации продолжались до конца 2008 г., но в четвертом квартале прошлого года стала наблюдаться тенденция к снижению экономической активности. В принципе, структура сделок и их количество в целом соответствуют таковым за аналогичные периоды предыдущих лет. Однако уже по началу 2009 г. можно отметить, что активность сделок в сфере телекоммуникаций несколько снизилась. В большей степени это касается приобретений новых активов, в меньшей – процессов реструктуризации, модернизации корпоративной структуры компаний, приспосабливающихся к новой экономической ситуации.

Операторы мобильной связи выходят в новые сегменты, в частности, приобретаются компании, которые занимаются розничной реализацией телефонов. Подобные тенденции могут существенно поменять конфигурацию телекоммуникационного сектора.

Что касается нарушений антимонопольного законодательства, то, к сожалению, телекоммуникационной сектор традиционно остается одним из лидеров, занимая второе место в этом вопросе. Значительное количество нарушений касается злоупотреблений операторами связи своим доминирующим положением на рынке, а также антиконкурентных действий органов власти. Речь идет о навязывании невыгодных условий договоров, монопольно высоких ценах. В органах власти нарушения, например, касались распределения ограниченных ресурсов, в частности частотного ресурса. Ситуация в этой сфере меняется достаточно медленно, но в последнее время произошел ряд позитивных изменений, начинают формироваться открытые конкурентные процедуры распределения частот.

Полагаем, что эти положительные тенденции необходимо закрепить, в том числе путем модернизации экономики и законодательства. Сейчас ситуация достаточно благоприятная для того, чтобы внести достаточно серьезные изменения, в том числе в Закон о связи. В нашем понимании, этот закон в редакции от 07.07.2003 N 126-ФЗ был и остается неудачным. Он не ориентирован на рынок. Процедуры оказания услуги связи излишне зарегламентированы, принципы построения сетей связей базируются на устаревших технологических парадигмах прошлого века. По нашему мнению, именно рынок должен формировать требования к услугам связи, которые, в свою очередь, должны задавать требования к внедрению современных инфокоммуникационных технологий.

ФАС считает, что именно сейчас сложилась благоприятная ситуация для принятия законодательства, которое бы соответствовало лучшим зарубежным образцам и в рамках которого были бы сняты технологические и административные барьеры. Необходимо окончательно решить вопросы, связанные с распределением частотного ресурса, существенно сократить количество лицензируемых видов деятельности. Тот перечень, который существует на настоящее время, является избыточным.

Наряду с процессами, связанными с модернизацией законодательства, происходит и модернизация процедур государственного управления, основанная на информационных технологиях. Например, сейчас идет обсуждение вопросов создания электронного портала по развитию госзакупок, поскольку именно в условиях кризиса важно самым рациональным образом размещать финансовые ресурсы государства. Важно размещать заказы в рамках открытых, прозрачных процедур, обеспечить доступ к порталу максимально возможного количества участников, расширить систему электронных аукционов. Словом, есть возможность задействовать те резервы экономики, которые позволят преодолеть кризисные тенденции, наблюдаемые сегодня.

По-прежнему остро стоит проблема цифрового неравенства. Не так давно мы провели анализ рынков доступа в Интернет в городах с населением менее ста тысяч человек. Выводы очень неутешительные. Условия конкуренции в значительной степени ограничены: как правило, речь идет о доминирующих либо монопольных поставщиках услуг. Если говорить об оптовом рынке и межоператорском рынке услуг, то различия в цене – в зависимости от условий конкуренции – могут отличаться в десять раз, на рынке конечных услуг – в два с половиной раз. Соответственно в этой сфере также необходимо предпринять ряд серьезных мер.

Сложная экономическая ситуация еще раз заставила нас пересмотреть те подходы, в рамках которых мы действуем. И от нас, от законодателей и исполнительной власти, ждут принятия серьезных мер, в том числе и в отношении правил игры на рынке телекоммуникаций, рынке, на который есть все основания рассчитывать как на основу для модернизации экономики и экономического роста страны.

(Из выступления на конференции Минкомсвязи "Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса", Москва, 10 февраля 2009 г.)

Опубликовано: Каталог "Широкополосные мультисервисные сети"-2009
Посещений: 32273

Статьи по теме

  Автор

Анатолий Голомолзин

Анатолий Голомолзин

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы

Всего статей:  1

В рубрику "Тема номера" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций