Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Учрежденческие АТС" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

IР-УАТС

Конвергентные и LAN-based решения

A.B. Филиппов
Технический эксперт компании "Корпорация "ЮНИ"

Д.Н. Петрусов
Технический эксперт компании "Корпорация "ЮНИ"

Бурное развитие Интернет-технологий и компьютерных сетей привело к значительному снижению стоимости подключения к IP-сетям и побудило операторов услуг связи использовать IP-магистрали для передачи разнородного трафика, в том числе и не свойственного IP-сетям изначально, - началось создание конвергентных сетей передачи.

Технологии TDM-коммутации (Time Division Multiplexing - временно/ е разделение каналов) голосового трафика и пакетной коммутации сначала развивались параллельно. Однако наличие богатой функциональности и множества пользовательских приложений для традиционной телефонии, с одной стороны, и необходимость организации обмена информацией в базирующихся на применении IP-технологий корпоративных информационных системах, с другой стороны, вызвали естественное желание совместить положительный опыт обоих направлений.

Конвергентные решения

Традиционные учрежденческие АТС (УАТС) построены по классической схеме с временной коммутацией шины. Они имеют широкий спектр интерфейсов подключения к ТфОП, служебных интерфейсов, хорошо отлаженные схемы подключения к различным типам оборудования. Производители традиционных УАТС не могли остаться в стороне от новых требований рынка и включили в состав своего оборудования аппаратно-программные комплексы для поддержки IP-телефонии. В одних станциях такие IP-расширения были реализованы как интегрированные модули, в других - выполнены в виде внешних устройств, подключаемых по стандартным протоколам. Таким образом, получились промежуточные, конвергентные решения на пути от классических TDM-коммутаторов к "чистым" IP-PBX.

Такая технология предназначена для:

  • пользователей, остающихся приверженцами высокого качества, устойчивой работы и высокой надежности систем традиционной телефонии;
  • предприятий, которые уже имеют развитую телефонную сеть и стремятся сохранить вложенные инвестиции, но при этом хотят воспользоваться новыми возможностями, предоставляемыми IP-сетями;
  • компаний, нуждающихся в организации альтернативных каналов связи и расширении корпоративных телефонных сетей.

LAN-based УАТС (IP-PBX)

Производители сетевого оборудования начали развивать направление учрежденческой телефонии по классической схеме построения серверных комплексов: распределенная система, репликация данных, функциональное разнесение управляющих модулей и т.д.

LAN-based УАТС (IP-PBX) - достаточно новый класс систем корпоративной телефонии, но эти устройства уже способны предоставлять абонентам тот же базовый набор услуг, что и традиционные цифровые учережденческие станции:

  • прием нескольких одновременных телефонных вызовов на одной линии;
  • перенаправление вызова другому абоненту в процессе разговора;
  • повторный вызов по последнему набранному номеру;
  • переадресация входящих и исходящих вызовов по условию и др.

При этом в большинстве случаев обеспечивается сопоставимый с традиционными УАТС уровень качества связи (о возможных исключениях будет сказано ниже).

Наряду с поддержкой базовых функций LAN-based УАТС обладают рядом неоспоримых преимуществ, проистекающих из архитектурных особенностей этих устройств, точнее, обусловленных пакетной природой обрабатываемой и передаваемой информации:

  • возможность построения географически распределенных корпоративных телефонных систем с единым центром управления и упрощенными процедурами ввода в эксплуатацию и администрирования;
  • снижение стоимости вызовов в регионально распределенной корпоративной сети;
  • высокая степень интеграции с офисными приложениями в рамках концепции унифицированной обработки информации (Unified Messaging);
  • повышение уровня и качества администрирования благодаря интеграции с сервисами электронных каталогов (администрирование абонентов через Directory Service);
  • предоставление абонентам информации напрямую из корпоративной директории абонентов (LDAP, Active Directory);
  • возможность предоставления текстовой и графической информации не только с использованием встроенных в абонентский терминал функций, но и с помощью традиционных Интернет-служб быстрого обмена сообщениями;
  • выбор правил маршрутизации вызовов между абонентами и узлами сети на основе информации о предоставляемом IP-сетью качестве обслуживания;
  • поддержка таких открытых технологий, как H.323, SIP, LDAP, ODBC, и наличие в большинстве случаев доступного интерфейса программирования (API) обеспечивает пользователям превосходные возможности для написания собственных телефонных приложений или использования приложений сторонних производителей.

Однако "чистые" IP-PBX все же не лишены недостатков, опять-таки связанных с природой обрабатываемого трафика:

  • недостаточно высокое качество связи при возникновении всплесков трафика в сети передачи данных;
  • высокая стоимость аппаратных решений по сравнению с сопоставимыми по количеству обслуживаемых абонентов традиционными цифровыми УАТС, оснащенными модулями IP-телефонии.

Основные параметры

Рассмотрим основные характеристики IP-УАТС (как конвергентных, так и LAN-based), на которые следует в первую очередь обращать внимание при выборе системы.

Интерфейсы и протоколы подключения к ТфОП

УАТС могут подключаться к ТфОП как по цифровым, так и по аналоговым линиям.

Подключение по цифровым соединительным линиям подразумевает не только наличие физической линии, но и поддержку определенного протокола сигнализации. Для использования в российских сетях рекомендованы протоколы сигнализации 2ВСК (тип сигнализации CAS) и EDSS-1, QSIG (группа протоколов сигнализации сети ISDN), а также протокол общеканальной сигнализации № 7. По нормативным документам поддержка ОКС № 7 не является обязательной для УАТС.

Аналоговые интерфейсы подключения по абонентским линиям в общем случае являются универсальными. Подключение по присоединительным аналоговым интерфейсам (E&M, ТЧ-каналы АДАСЭ) может быть использовано для работы по специализированным и ведомственным каналам связи.

Протоколы передачи голоса по IP

Данный параметр позволяет оценить возможности системы по подключению к магистральным каналам IP-телефонии и возможности подключения IP-терминалов других производителей. Сегодня самые распространенные протоколы подключения оконечных устройств IP-трафика (шлюзов, абонентских терминалов) - это H.323 и SIP. Некоторые УАТС могут поддерживать функции proxy для преобразования между этими протоколами, а также для преобразования между фирменными протоколами и стандартными.

Протокол H.323 является наиболее простым для преобразования в Q.931 (сигнальный протокол ISDN).

Протокол SIP является универсальным средством подключения как IP-терминалов, так и транзитного оборудования. Он обладает расширенными возможностями по сравнению с H.323 и рассчитан на дальнейшее развитие оконечных устройств и их функционального набора. Некоторые производители оборудования поддерживают ограниченный набор SIP-терминалов.

Алгоритмы кодирования голоса

Для кодирования речи применяются несколько стандартизованных алгоритмов G.711, G.723 (1, A, B), G.729 (A, B, AB). Наличие или отсутствие того или иного алгоритма может повлиять на возможность совместной работы с оборудованием других производителей.
При рассмотрении данного параметра необходимо учитывать привязку кодеков к протоколам. Например, в некоторых устройствах протокол H.323 поддерживает работу только с кодеками G.711, G.723.1.

Поддержка абонентских терминалов

Для оценки потенциальных возможностей абонентов необходимо иметь представление о типах абонентских устройств, которые могут быть подключены к УАТС.

Например, если УАТС имеет только IP-окончание, то для подключения факс-аппарата (и любого другого аналогового абонентского терминала) придется дополнительно приобрести аналоговый терминальный адаптер. При возникновении необходимости подключения удаленного (на расстояние 4-5 км) абонента по обычной медной паре традиционные УАТС справятся с этой задачей без труда, поскольку поддерживают такое подключение аналоговых и цифровых абонентов "по умолчанию", а владельцу IP-PBX в этом случае потребуется организовать канал передачи данных до точки подключения.

Проблемой другого плана может стать несовместимость абонентских терминалов и УАТС разных производителей. Дело в том, что для большинства традиционных УАТС характерна ситуация, когда станция поддерживает только "свои" цифровые телефонные аппараты. Для оценки совместимости по абонентским IP-окончаниям необходимо иметь представление о перечне поддерживаемых IP-терминалов, поскольку некоторые производители дополняют стандартный интерфейс подключения собственными доработками.

Количество абонентских портов

Количество абонентских портов в системе свидетельствует о емкости базы данных и производительности центрального коммутирующего устройства -TDM-коммутатора или узла медиа-шлюза (в IP-PBX).

В случае сетевого (распределенного) построения телефонной системы с резервированием центральных управляющих систем данная характеристика указывает на возможности масштабирования системы и определяет шаг наращивания.

Количество вызовов в ЧНН

Производительность главного коммутационного узла по обработке вызовов определяется количеством вызовов, обрабатываемых в периоды максимальной интенсивности трафика (часы наибольшей нагрузки, ЧНН). Для конвергентных решений этот параметр может иметь два значения: производительность коммутации TDM-абонентов и IP-коммутации.

Поддержка офисных приложений

Поддерживаемые современными телефонными системами пакеты пользовательских приложений становятся все более объемными, в первую очередь, за счет охвата сферы задач, прежде считавшихся прерогативой систем передачи данных и сетевых офисных систем коллективной работы. Именно расширение функциональности является сегодня одним из ключевых аргументов в пользу приобретения телефонных систем нового поколения.

Широкий спектр оборудования позволяет предоставлять пользователям наряду с функциями телефонных сетей услуги DHCP-, DNS-серверов и контроллеров доменов Windows. Некоторые решения обеспечивают набор сервисных функций, позволяющих абонентам использовать для удаленного подключения услуги защищенных виртуальных сетей (VPN).

Перечень дополнительных видов обслуживания (ДВО), доступных абонентам традиционных УАТС, в телефонных системах нового поколения - как LAN-based УАТС, так и конвергентных станциях - пополнился следующими сервисами:

  • доступ к голосовому почтовому ящику и к службе факсимильных сообщений не только с обычного телефона/факсового аппарата, но и через Web-интерфейс мультимедийного компьютера, а для пользователей программных пакетов Microsoft Exchange и Lotus - также через интерфейс электронной почты;
  • обмен мультимедийным трафиком между абонентами, поддержка видео/аудиоконференций;
  • интерактивная голосовая служба (Interactive Voice Response), предоставляющая доступ к офисным приложениям и функциям через систему голосовых меню. Для управления и навигации по голосовому меню могут использоваться не только тональные сигналы (DTMF), соответствующие тастатуре телефонного аппарата, но и речевые команды абонента (в последнем случае в систему должен быть интегрирован модуль автоматического распознавания речи);
  • центры обработки вызовов (call-center). Эти приложения благодаря применению формализованных правил индексации и идентификации вызовов абонента позволяют максимально ускорить процесс установления соединения абонента с оператором (сотрудником компании), в сферу компетенции которого входит решение вопросов данного абонента;
  • контакт-центры (contact-center). Приложения этого класса обладают расширенной функциональностью call-центров, позволяя идентифицировать вызывающего абонента и предоставлять оператору более подробную информацию об абоненте из корпоративной базы знаний.

При реализации некоторых функций (например, видео/аудиоконференций по схеме "точка - много точек") может потребоваться установка дополнительных серверов для работы с данными приложениями и устройств транскодирования информационных потоков.

Литература

  1. Taylor S. 2003 VoIP State of the Market Report. Distributed Networking Associates, Inc. 2003.
  2. Hettick L. Inside Unified Messaging. A comprehensive shopper's guide. Nortel Networks. 2003.
  3. Brandstadter J. Get Your Data Network Ready for Voice. Delphi, Inc. 2003.
  4. Breidenbach S. VoIP Manageability: Architectural Considerations. Shoreline Communications.
  5. Mier E., Percy K., Brown K. IP-PBXs: Ready And Waiting//Business Communications Review. January. 2002.
  6. Гольдштейн Б.С., Пинчук А.В., Суховицкий А.Л. IP-телефония. - М.: Радио и связь, 2001.
  7. Апостолова Н.А., Гойхман В.Ю., Гольдштейн Б.С. Учрежденческие IP-PBX - прообраз эволюции технологий в СТС // Вестник связи. 2003. № 7.

Опубликовано: Каталог "АТС. Коммутационное оборудование"-2005
Посещений: 8000

  Автор

А. Филиппов

А. Филиппов

ООО "Профессионaльные Телевизионные Системы"

Всего статей:  4

  Автор

Петрусов Д.Н.

Петрусов Д.Н.

Технический эксперт компании "Корпорации "ЮНИ"

Всего статей:  1

В рубрику "Учрежденческие АТС" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций