В рубрику "Учрежденческие АТС" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
С.В. Cорокин
Руководитель направления компании ЗАО "Фирма "НК-ТРИО"
Виды IP-УПАТС и типичные IP-решения корпоративного уровня
IP и TDM: соревнование и сосуществование
Историческое развитие технологий передачи голоса по каналам пакетной передачи данных (VoIP) происходило по двум направлениям. С одной стороны, производители сетевого оборудования, вслед за добавлением к своим маршрутизаторам модулей сопряжения сети IP с сетями TDM, вынуждены были постепенно внедрять в свои решения и услуги классической телефонной связи. Для достижения этой цели сначала появились "диспетчеры" (Gatekeeper) и протокол H.323, а затем серверы обработки вызовов и более гибкий протокол SIP. С другой стороны, производители классических телефонных систем, стремясь отвечать возрастающим требованиям потребителей, добавили к своим традиционным TDM-системам специальные устройства - шлюзы (Gateway) - для сопряжения с сетями IP.
Чего хочет потребитель...
Для потребителя глубокая разница между конвергентными или мультисервисными УПАТС (рис. 1) и LAN-based-решениями/LAN-PBX (рис. 2) большого значения не имеет, и оба типа систем все чаще называют общим наименованием IP-УПАТС. Пользователь, приобретая IP-УПАТС, прежде всего ожидает получить оборудование, удовлетворяющее требованиям его бизнеса.
С точки зрения перспективы бизнеса очень важно, чтобы системы связи были наилучшим образом интегрированы с базой данных, содержащей сведения о людях, адресах, ресурсах, допусках, группах конечных пользователей, приоритетах, почтовых ящиках, атрибутах приложений, а также другую информацию, необходимую при организации работы сети. Мультисервисная инфраструктура, построенная на основе IP-УПАТС, должна покрывать весь спектр вышеперечисленных задач. В настоящее время между производителями решений корпоративной телефонии развернулась острая конкурентная борьба, в ходе которой огромное внимание уделяется именно внедрению прикладных сервисов в системы связи.
По мере совершенствования структуры и программного обеспечения на рынке появился широкий выбор IP-УПАТС от различных производителей. Но прежде чем подробнее рассмотреть предлагаемые продукты, попробуем определить наиболее существенные требования к IP-УПАТС.
Основные характеристики IP-УПАТС
Решаясь на переоснащение системы связи и проектируя коммуникационную структуру предприятия с применением современных IP-УПАТС, потребитель вправе ожидать от нового оборудования как привычных возможностей TDM-телефонии, так и сугубо специфичных услуг.
Автоматическая маршрутизация выгодно и удобно
Как правило, имея в распоряжении более одного канала связи (традиционные TDM- и IP-каналы), IP-УПАТС поддерживают автоматическую маршрутизацию вызовов по критериям наименьшей стоимости и по доступности канала связи. Это позволяет не только минимизировать затраты предприятия на связь, но, что гораздо важнее, получить резервные каналы связи - в современных условиях просто бесценное преимущество.
Все сообщения в одной программе
Реализованная в IP-УПАТС унифицированная обработка сообщений расширяет возможности уже привычной речевой почты и является важным инструментом успешного ведения современного бизнеса. Система унифицированных сообщений позволяет сотруднику получать все оставленные ему сообщения (речевые, факсимильные, видеосообщения, электронную почту) с помощью одной программы. При этом не имеет значения, находится ли сотрудник на своем рабочем месте или подключается к корпоративной сети с удаленного терминала.
Оптимизация работы операторов call-центра
Одним из самых популярных приложений CTI, поддерживаемых IP-УПАТС, являются системы интерактивного голосового ответа (IVR), которые значительно упрощают работу операторов call-центра, освобождая их от рутинных процессов приема и распределения входящих вызовов. Помимо этого появляется возможность предоставлять такие дополнительные услуги клиентам, как получение различной справочной информации или прямой доступ к конкретным, заранее известным абонентам.
Кроме того, применение программных IP-телефонов, поддерживаемых IP-УПАТС, в ряде случаев позволяет упростить структуру call-центра за счет использования соответствующего программного обеспечения рабочего места оператора. Интеграция телефонной сети и баз знаний call-центра происходит непосредственно на рабочем месте оператора, на одном персональном компьютере. Такая архитектура позволяет создавать распределенные центры обработки вызовов, в которых местонахождение оператора не будет иметь значения.
Большой сети большие возможности
Одно из важнейших преимуществ IP-УПАТС — возможность построения крупных распределенных сетей связи с использованием IP-сети для организации межстанционных каналов связи. При этом IP-сеть передачи данных может быть как закрытой внутрикорпоративной, так и общедоступной (Интернет). Объединение IP-УПАТС позволяет пользователям использовать все преимущества единого плана нумерации, экономить значительные средства на пользование услугами междугородной связи и значительно повышать эффективность своей работы.
Требования к IP-УПАТС, предъявляемые госстандартами
Несмотря на очевидные преимущества IP-УПАТС, развитие этого рынка несколько сдерживает неоднозначность и неурегулированность законодательной базы в части сертификации оборудования. Затруднения вытекают из требования соответствия IP-УПАТС функциям СОРМ, которые крайне сложно реализовать в силу особенности IP-технологии. Поэтому в настоящее время применение LAN-PBX ограничено внутрикорпоративным сектором без подключения к ТфОП.
В этом плане значительно выигрывают производители конвергентных или мультисервисных IP-УПАТС, поскольку в таких системах к ТфОП подключается уже сертифицированная TDM-платформа, расширенная дополнительными функциями IP-УПАТС.
Государственное регулирование IP-УПАТС определяется следующим набором регулирующих документов.
Ввиду необходимости сертификации оборудования, используемого для передачи речевой информации по протоколу IP, Госкомсвязи России 12.11.99 г. утвердил РД 45.046-99 "Аппаратура связи, реализующая функции передачи речевой информации по сетям передачи данных с протоколом IP. Технические требования". Сертификационные испытания оборудования на соответствие утвержденным требованиям проводит Испытательный центр документальной электросвязи.
Весь набор регламентирующих документов, касающихся вопросов передачи голоса по IP-каналам, приведен в табл. 1.
Обзор производителей и моделей IP-УПАТС
Рассмотрим подробнее IP-УПАТС, предлагаемые различными производителями. Сравнительные характеристики данного оборудования приведены в табл. 2.
Alcatel Omni PCX Enterprise
Решение Omni PCX Enterprise построено на аппаратной базе известной УПАТС Omni PCX 4400. Его отличает новая идеология - максимальная поддержка всех открытых стандартов и протоколов наряду с возможностью интеграции АТС в единую сеть на основе любых каналов связи.
Телефонная станция унаследовала все лучшее от Omni PCX 4400 и, в частности, неблокируемую, отказоустойчивую архитектуру. После переработки платформа станции вместо непопулярного ядра UnixChorusV использует распространенный и проверенный Linux. Это сделало станцию еще более доступной и простой в обслуживании, появился ряд новых функций.
В систему Omni PCX Enterprise встроены новые приложения: для операторов связи, а также для отелей и гостиниц. Благодаря протоколу ABC, работающему поверх любых сетей связи и передачи данных, обеспечиваются исключительные возможности интеграции станций. Интеграция дает полную прозрачность сервисов в масштабах всей корпоративной сети, вплоть до роуминга DECT-абонентов.
Avaya IP Office
Компания Avaya предлагает единственное на рынке решение, обеспечивающее реализацию абсолютно всех функций УАТС в IP-инфраструктуре IP Office. Это система класса ECLIPS (IP-решения для предприятий). Данное оборудование оптимизировано для поддержки от 2 до 100 абонентов и до 50 агентов операторского центра, возможно расширение до 256 абонентов или до 75 агентов операторского центра. Станция разработана для предприятий малого и среднего бизнеса и позволяет уменьшить затраты за счет конвергенции сетей передачи голоса и данных.
Coral IPx Office
Производимые Tadiran Telecom IP-платформы Coral FlexiCom/FlexiCom R позволяют создать телекоммуникационную систему со всеми преимуществами IP-телефонии, не требуя полной немедленной замены существующей инфраструктуры.
IP-платформа Coral Flexi-Com/FlexiCom R поддерживает сетевые порты с помощью интегрированной платы UGW — универсального шлюза, позволяющего подключать IP-терминалы и соединительные линии в любой комбинации.
Кроме того, Tadiran Telecom представляет новейшую разработку - Coral IPx Office. Это современная коммутационная платформа с интегрированной поддержкой Wi-Fi, VoWLAN, встроенным LAN Switch и многими другими современными функциями. Coral IPx Office позволяет полностью решить вопрос построения системы связи предприятия.
Ericsson MX-ONE™
Система связи Ericsson MX-ONE™ предназначена для передачи речевой информации по сетям передачи данных с протоколом IP и сетям ТфОП и состоит из следующих модулей:
Шлюзы Media Gateway, Media Gateway Classic и MD110 Stackable работают совместно с управляющим сервером и образуют структурную единицу - модуль LIM. Количество модулей LIM может достигать 124, а число абонентов в максимальной конфигурации - 26 000.
Panasonic TDA
Цифровые телефонные системы Panasonic серии TDA созданы на основе объединения технологий телефонных и компьютерных сетей. Они обеспечивают бесперебойную качественную связь, гибкое распределение вызовов и широкий выбор пользовательских функций.
Наряду с такими новыми технологиями, как передача речи по IP-сетям и компьютерная телефония, системы TDA поддерживают все функции цифровых АТС предыдущего поколения TD и совместимы со всеми системными телефонами Panasonic.
Системы TDA могут быть объединены в сеть с другими АТС Panasonic, а также с УАТС других производителей, поскольку они поддерживают стандартные сетевые протоколы: Q.SIG, ISDN PRI, ISDN BRI, R2 MFC/DTMF/Pulse, а также VoIP H.323v.2 (кодеки G.711, G.729A И G.723.1).
Использование цифровых соединительных линий и IP-сетей для связи между филиалами компании и центральным офисом позволяет существенно снизить затраты на связь. В том случае, если филиал компании связан с центральным офисом через IP-сеть с достаточной пропускной способностью, в филиале можно не устанавливать офисную АТС, а использовать IP-телефоны Panasonic, подсоединенные к коммутатору в центральном офисе. Пользователи таких телефонных аппаратов имеют доступ ко всем функциям и ресурсам центральной УАТС. Все станции, объединенные в сеть, функционируют как единая система с общим планом нумерации.
Telrad AdvanceIP
Конвергентные коммуникационные серверы Telrad AdvanceIP производства Telrad Connegy (Израиль) представляют собой универсальную коммутационную платформу, позволяющую плавно наращивать емкость до 1024 портов под одним процессором и до 7000 портов в сети, при этом гибко комбинируя традиционные телефонные интерфейсы с абонентскими и внешними линиями IP-телефонии.
Интегрированный сервер IP-телефонии TVSe реализует трансляцию по сетям IP межстанционной сигнализации DPNSS, которая является основой построения корпоративных сетей с единым нумерационным планом и общим полем таких функциональных возможностей, как единая система голосовой почты, переадресация, обратный вызов, конфе-ренц-связь, индикация занятых абонентов сети на кнопках системного аппарата.
Обеспечивается поддержка широкого спектра оборудования и ПО IP-телефонии. Среди подключаемых устройств -полнофункциональные системные IP-телефоны, IP-шлюзы ведущих мировых производителей, компьютеры с установленной программой-софтфоном.
Тенденции и перспективы развития
Использование технологии VoIP в системе связи предприятия неизбежно предполагает пересмотр требований ко всей сети передачи данных. В IP-сетях гарантированное качество связи не всегда выдерживается, а надежность сетей передачи данных на сегодняшний день ниже надежности традиционных телефонных сетей. На работоспособность системы в целом влияет каждый узел в отдельности. Особенно остро встает вопрос резервирования систем электропитания всей сети передачи данных предприятия. Также при полном переходе к IP-решению в рамках крупного предприятия конечная стоимость такого решения может оказаться чрезмерно высокой. Поэтому стоит делать выбор в пользу плавной модернизации систем связи.
Благодаря тому что на каждом этапе перехода возможно использование подходящей комбинации IP-устройств и традиционных систем, потребитель постепенно переходит от существующей системы связи к IP-телефонии в соответствии со своими потребностями и ресурсами.
Широкий спектр IP-продуктов, программных приложений и услуг, представленный на рынке, снимает с предприятий и организаций практически все ограничения по территориальному расположению удаленных офисов, представительств и т.д. по отношению к центральному офису, а также предоставляет их сотрудникам, работающим дома или находящимся в командировке, возможность пользоваться всеми услугами офисной УПАТС компании.
В целом можно сказать, что, несмотря на различные трудности (как технические, так и законодательные), спрос на IP-УПАТС стремительно растет. Технология VoIP имеет ряд неоспоримых преимуществ и уже нашла своих приверженцев.
В свою очередь TDM-технологии уже не удовлетворяют возрастающие требования пользователей УПАТС. Более широкие возможности решений IP-УПАТС позволяют производителям уделять больше внимания решению различных задач потребителей, а следовательно, каждый год мы будем видеть все больше новых предложений в этой области.
Литература
Опубликовано: Каталог "АТС. Коммутационное оборудование"-2006
Посещений: 12274
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Учрежденческие АТС" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций