В рубрику "Учрежденческие АТС" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Игорь Масленников
Директор по развитию ООО "МФИ Софт"
- Что представляет собой рынок коммутационного оборудования на сегодняшний день? Каковы перспективы развития рынка? Как Вы оцениваете уровень конкуренции на рынке?
- На мой взгляд, рынок коммутационного оборудования можно разделить на три части. Первая часть - это оборудование традиционной телефонии, то есть традиционные учрежденческие телефонные станции или традиционные телефонные коммутаторы для операторов связи. Вторая часть - это так называемые "гибридные решения". Это, как правило, также традиционные учрежденческие станции или телефонные коммутаторы, которые снабжены транковыми IP-интерфейсами, и поэтому могут взаимодействовать с IP-сетями. И третья часть - это "чистые" IP-решения, в которых элементов традиционной телефонии нет. Они в свою очередь делятся на две группы. Первые - это те, которые разрабатываются известными вендорами и продаются в качестве замены традиционных телефонных решений, как, например, Cisco Call Manager. Вторые - это решения от вендоров, которые раньше к рынку голосовой связи и коммуникационного оборудования не имели отношения. Это решения, которые относятся к области IТ, и тут, прежде всего, стоит упомянуть Microsoft Unified Communications. К рынку традиционного коммутационного оборудования последние решения не имеют никакого отношения, и даже не являются его прямым конкурентом, хотя, очевидно, претендуют на ту же "поляну", что и традиционные учрежденческие телефонные станции.
Соответственно тенденции очевидны: традиционное коммутационное оборудование покупается все меньше, а именно ровно в той степени, с какой происходит модернизация и техническое перевооружение.
- Каково соотношение IP-технологий с ТDM? И как осуществляется переход от традиционных к IP-АТС?
- Рынок традиционных систем сегодня сужается. Чисто классических решений уже почти и не осталось. Существенно более активно продаются гибридные решения (например, Avaya IP-office или всевозможные NGN-решения для операторов). Но и они знаменуют собой всего лишь очередной переходный период.
Интересны перспективы третьей группы решений. На этом рынке уровень конкуренции высок, поскольку он разнообразный и живой - начиная с Cisco с ее Сall Manager (это сегодня технически зрелый набор решений) и заканчивая Microsoft Unified Communications. Но поскольку продукты Microsoft U C только появились, то сейчас трудно говорить о том, насколько они окажутся сильны на рынке. Однако это серьезная заявка, которая в перспективе неминуемо произведет заметные изменения на рынке.
- Насколько люди психологически способны воспринимать Unified Communications?
- Действительно, главное препятствие широкого внедрения таких систем не в их технологической незрелости, а в состоянии именно умов людей, которые являются потребителями таких устройств и услуг. Unified Communications не имеет в виду, что у пользователя остается одно устройство, с помощью которого он получает все виды коммуникационных услуг. Речь идет о том, чтобы у человека была единая коммуникационная среда.
С точки зрения здравого смысла неважно, каким образом человек получает необходимую для выполнения его служебных и профессиональных обязанностей информацию - в виде e-mail, факса, голосового звонка. Главное, чтобы человек ее получил: а) вовремя, б) с тем представлением и качеством, которое адекватно на данный момент и на том терминальном устройстве, которое наиболее удобно либо просто доступно.
Основной смысл Unified Communications - где угодно и когда угодно пользователь получает ту информацию, которая ему нужна, и в том виде, в каком она наиболее адекватна. С этой точки зрения все новые подходы, а именно: третья группа решений, безусловно, победит в исторической перспективе. Когда? Большие дела делаются не сразу. Делаются медленно, однако неотвратимо. Раньше главной задачей было обеспечить связь: взять трубку, набрать номер, поговорить, трубку положить. Сейчас понятие "связь" включает в себя намного больше компонентов, чем просто разговор через телефонную трубку. Это и есть залог дальнейшего развития событий!
- Какие технологии набирают популярность сегодня?
- Mainstream сегодняшнего развития технологий - это IP-визация всего и вся. Когда мы говорим "IP-технологии", то на самом деле имеем в виду широкий спектр технологий (начиная от технологии транспортной инфраструктуры и кончая абонентскими сервисами). Например, WiMAX - это транспортная инфраструктура для IP-пакетов, на уровне радиосвязи - то же самое, что и тысячу лет назад известные радиорелейки; или Wi-Fi или GSM (сотовая связь), но только "заточенная" под IP-пакеты. На другом конце спектра находятся IP-коммуникации - Microsoft Unified Communications, Skype, Google Docs. Это те вещи, которые и представить нельзя было 10 лет назад, а сейчас они есть и набирают популярность. Пока они недостаточно распространены, но надо дать им время.
- Какие бизнес-модели стоит выбрать при переходе от традиционных АТС к коммуникациям нового поколения?
- Мне кажется, все зависит от того, кто задает себе этот вопрос. Есть организации, для которых информационная система является стержнем бизнеса. Финансовые организации, консалтинговые конторы торгуют информацией, поэтому для них их информационная система является самим бизнесом, и вопросы интеграции информационных служб с коммуникационными крайне важны. Они чрезвычайно отчетливо понимают необходимость этой интеграции и поэтому обычно являются первыми клиентами Microsoft Unified Communications и т.п. В то же время как небольшие организации, к тому же находящиеся в небольших городах, еще не доросли до этих технологий, но дорастут обязательно.
- Как выбрать АТС? На что стоит обратить внимание прежде всего?
- Выбор АТС зависит от задачи. Если компания выбирает не АТС, а стратегию развития в системе бизнес-коммуникаций, то она, скорее всего, даже не будет рассматривать традиционные учрежденческие телефонные станции.
Стоит обратить внимание на то, что на стыке между операторскими и корпоративными решениями возникла такая интересная вещь, как идея операторского аутсорсинга коммуникативной структуры предприятия, или IP-Centrex. Предприятие, чтобы не покупать, не настраивать, не сопровождать, не поддерживать специальное оборудование, обращается к оператору с тем, чтобы не только платить ему за трафик, но и покупать всю функциональность современных средств объединенных коммуникаций, или современных учрежденческих телефонных станций, или систем связи как сервис. Это удобно тем, что в компании нет никаких телефонных станций и серверов - отказоустойчивая, надежная, производительная, функциональная система установлена в дата-центре оператора. Все функции эмулируются в сторону заказчика. Это так называемая virtual IP PBX - виртуальная АТС: корпоративный клиент получает не физическую коробку, а сервис "виртуальной АТС". Эта технология пока не очень востребована - люди еще не готовы. Но то, что такие предложения стали появляться, уже симптоматично - лет 10 назад их еще не было.
- Как будет развиваться ситуация, когда все больше распространяются программные эмуляторы, телефонные сервисы переводятся в компьютерные приложения, которые войдут составными частями в очередную версию операционной системы для ПК. Как ваша компания предполагает реагировать на изменение рыночной ситуации?
- С одной стороны, АТС уже давно превратились в обычные высокопроизводительные компьютеры: большая часть современных коммуникационных систем (IP-АТС) "живут" на стандартных индустриальных серверах.
Еще одно очень важное отличие старого телекоммуникационного мира от нового состоит в том, что раньше абонентское устройство было одно и называлось оно телефон. В дальнейшем абонентских устройств, или клиентских терминалов, будет, как уже и есть сейчас, много (ноутбук, телефон, сотовый телефон). В наше время мало осталось людей, имеющих для связи с миром меньше двух устройств. Скорее всего, тенденция сохранится, но эти устройства станут более специализированными, чем сейчас. И будут работать как единое целое, как оркестр.
Опубликовано: Каталог "АТС. Коммутационное оборудование"-2008
Посещений: 6038
Автор
| |||
В рубрику "Учрежденческие АТС" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций