Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Unified Communications" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Унифицированные коммуникации из облакаUnified Communications from the cloud

Сегодня во всем мире наблюдается рост интереса к унифицированным коммуникациям (UC). Поговоримо тенденциях, существующих на этом динамичном рынке в России и в мире, о проектах и технологиях, а также о том, почему UC мигрируют в облака.

This article comments on the growth of unified communications (UC) popularity in Russia and in the World. We will put you in the picture of latest trends in this market segment, successful projects and why UC are moving to clouds.

Дмитрий Туманов
Начальник отдела продуктов унифицированных коммуникаций
и IT Orange Business Services в России и СНГ
Dmitry Tumanov
Head of Unified Communications products and IT Department,
Orange Business Services in Russia and CIS
Ключевые слова:
унифицированные коммуникации, облака
Keywords:
unified communications, clouds

Многие компании все еще стоят перед выбором, как организовать удобную среду взаимодействия и совместной работы для своих сотрудников. Опыт показывает, что лучшим вариантом для крупных корпораций является использование облачных решений.

Сегодня все больше сотрудников работают удаленно: по оценкам PwC, к 2020 г. вообще 50% работников на планете будет относиться к людям "Поколения Y", которых характеризует глубокое вовлечение в цифровые технологии. Поэтому неудивительно, что рабочие места становятся виртуальными, ведь уже сегодня люди все больше пользуются мобильными устройствами – личными и корпоративными, – и в интересах компании предоставить каждому современному специалисту надежный и защищенный доступ к единой коммуникационной среде.

Для решения этих задач уже придумано решение: на рынке существуют готовые системы UC. И хотя до недавнего времени их внедрение было во многом экспериментальным, сегодня компании получают большие бизнес-преимущества от использования данных технологий. Аналитики Gartner объясняют это выходом развития UC на очередной этап. Согласно отчету Gartner Hype Cycle за 2014 г., средства UC и совместной работы перешли в стадию "спада", после которого начинается "плато производительности", то есть технология становится опробованной, появляются наиболее оптимальные решения, и они начинает приносить реальную ценность бизнесу.

Новое поколение UC

Несмотря на популярность унифицированных коммуникаций как таковых, сам по себе термин UC не имеет четкого определения. Сегодня корпоративные заказчики получают максимум преимуществ от использования платформ, поддерживающих наиболее широкий спектр коммуникационных сервисов, однако их перечень может сильно отличаться.

Например, по версии International Engineering Consortium термин "унифицированные коммуникации" можно применить ко всем формам мультимедийных и кроссмедийных функций, применяемых как в рабочих, так и в личных целях. Таким образом, под определение UC попадают вообще все процессы цифрового взаимодействия людей, если для них предоставляется единый канал.

Аналитики Gartner смотрят на UC несколько иначе. Они считают, что UC включают в себя любые сервисы и продукты, которые позволяют комбинировать различные способы корпоративных коммуникаций. Поэтому в состав UC могут входить готовые коммуникационные среды, сети и системы, бизнес-приложения и пользовательские устройства.

С другой стороны, в Wainhouse Research предпочитают указывать именно набор функций, которые характеризуют сервисы UC. В их числе:

  • индикация присутствия (presence);
  • доступ пользователя к централизованному списку служебных и личных, внешних и внутренних контактов;
  • голосовая связь (VoIP);
  • общий экран (desktop sharing);
  • возможность совместной работы (с использованием звука, видео и технологий desktop sharing).

На самом деле UC могут включать в себя намного больше. Открытые и стандартизированные платформы коммуникаций позволяют достраивать сервисы UC для каждого заказчика по его потребностям, фактически переходя от простых унифицированных коммуникаций к унифицированным коммуникациям с возможностью совместной работы (UCC).

Облачные сервисы

Рост популярности корпоративной мобильности ведет к тому, что компании начинают рассматривать облачные сервисы унифицированных коммуникаций (UCaaS) как удобный способ быстрого подключения филиалов и представительств в новых регионах. Это позволяет оперативно открывать новые подразделения и подключать новых сотрудников, предоставляя им весь спектр коммуникационных возможностей. Чтобы добиться такого эффекта, компаниям необходимо создавать самостоятельно или арендовать готовую облачную платформу класса UCC.

Более того, характерная для облачного сервиса централизация управления коммуникациями на всем парке устройств, включая стационарные компьютеры и тонкие клиенты, смартфоны/планшеты и ноутбуки, терминалы видеосвязи и IP-телефоны, позволяет снизить расходы на обслуживание UC-инфраструктуры за счет сокращения затрат на ПО, системы и снижения потребности в высококвалифицированном персонале в удаленных офисах.

Таким образом, облачные средства коммуникаций помогают не только повысить производительность труда, но и также тратить меньше средств на поддержку IT-инфраструктуры.

Строительство с нуля или готовый сервис?

Однако получить сервис UCaaS можно разными способами. Современные компании либо развивают частные облачные инфраструктуры, либо арендуют ресурсы из публичного облака. Все чаще такие конфигурации объединяются в гибридные облака, содержащие в себе и высокозащищенную закрытую составляющую, и легко масштабируемую часть, размещенную в открытом облаке.

Однако развертывание своей собственной инфраструктуры для поддержки коммуникационных сервисов – это сложный интеграционный проект, который требует большого внимания, временных и финансовых затрат. Реализация подобного проекта может занимать около года, но запланированную отдачу удается достичь примерно в 50% случаев. На то есть много причин: и смещение приоритета потребностей в коммуникациях, и изменение штата сотрудников, и смена общей парадигмы стратегии компании.


Тем временем облачные сервисы UCaaS открывают доступ ко всем современным функциям быстро и без лишних затрат. Перевод капитальных затрат в операционные (CAPEX - > OPEX) дает возможность приступить к использованию коммуникационных сервисов сразу, причем платить только за необходимый в данный момент объем услуг.

Можно привести немало примеров успешного решения бизнес-задач заказчика при помощи облачных сервисов унифицированных коммуникаций.

Как это работает?

Существуют разные модели предоставления сервисов UC из облака: решение может быть построено на открытой или закрытой платформе, предоставляться из российского или зарубежного ЦОДа, использовать арендованный пул ресурсов (практически в частном облаке) или располагаться на виртуальных серверах вместе с системами других пользователей.

По запросу заказчика в сегменте облака создается пул ресурсов, используемых UC-приложениями, контакт-центр, сервер мониторинга присутствия, сервер ВКС и так далее. Они могут быть распределены или дублированы между различными ЦОДами для обеспечения высокой скорости доступа и катастрофоустойчивости коммуникационных сервисов. В данном контексте преимуществом таких гибких платформ является возможность работы огромного количества пользователей на одном виртуальном сервере.

Управление коммуникационной средой, предоставляемой из облака, может происходить при помощи Web-портала, на котором можно присвоить сотрудникам заказчика определенные роли, тем самым определяя их права доступа к отдельным приложениям из семейства UC. Каждый из управленцев может контролировать свою сферу ответственности: владелец контракта может оплачивать услуги и заказывать новые сервисы, IT-персонал контролирует пользовательские подписки и управляет выдачей прав доступа сотрудникам, а руководители подразделений могут создавать, изменять, перемещать или отключать пользователей без посторонней помощи. Сами сотрудники получают возможность управлять своими личными настройками через удобный портал, выполненный в соответствии с идеологией We b 2.0.

От CAPEX к OPEX

Сервисы унифицированных коммуникаций позволяют повысить производительность труда всех сотрудников без исключения, а облачный подход к их предоставлению позволяет максимально быстро подключать удаленные офисы, предоставлять рабочие места мобильным сотрудникам и специалистам, работающим из дома. Но самое главное, что облако помогает перейти от капитальных затрат CAPEX к операционным OPEX, а значит, поле для экспериментов остается огромным. Вы можете заказать любую услугу, не задумываясь о том, что пропадут лицензии или что нужно будет внедрять новые компоненты. Анализируя текущие потребности, можно менять состав сервисов UC из облака, увеличивать и уменьшать количество пользователей и развивать свою коммуникационную экосистему с той скоростью, с которой требует бизнес.

Литература

  1. Отчет Gartner Magic Quadrant 2015 for Unified Communications. [online] Доступ через: http://blogs.cisco.com/collaboration/cisco-named-as-a-leader-in-gartners-magic-quadrant-for-unified-communica-tions-2015.
  2. Материалы Unified Communication Interoperability Forum (UCIF). [online] Доступ через: http://www.imtc.org/.
  3. "Унифицированные коммуникации" // Спецпроект Connect! апрель 2015 г.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2015
Посещений: 5930

  Автор

 

Дмитрий Туманов

Начальник отдела унифицированных коммуникаций и IT Orange Business Services в России и СНГ

Всего статей:  2

В рубрику "Unified Communications" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций