"Ошибка в расчетах не могла стать причиной нештатной ситуации. Запуску ракеты предшествовало моделирование полета с теми же исходными данными, по которым составлена программа полета", - пояснил Александр Данилюк. По его словам, в настоящее время основной версией аварии остается отказ рулевого двигателя третьей ступени.
Стартовавший 16 мая с космодрома Байконур "Протон-М" сгорел в плотных слоях атмосферы. Головная часть в составе разгонного блока "Бриз-М" и космического аппарата не успела отделиться от ракеты, и спутник не вышел на орбиту.
Специалисты установили, что в момент аварии давление в рулевом двигателе третьей ступени ракеты-носителя резко упало. По словам Данилюка, падение давления зафиксировано данными телеметрических измерений и означает, что в трубопроводе генераторного газа на выходе турбины в рулевом двигателе давление уменьшилось не на проценты, а в 15 раз. Так как регулирование тяги рулевого двигателя извне не предусмотрено, оно не может быть заложенным в программу полета, отметил глава комиссии.
По словам руководителя проверяющего органа, третья ступень "Протона-М" начала работу с 324-й секунды полета и должна была закончить на 583-й секунде. В реальности же полет завершился на 546-й секунде, то есть ступень не дотянула до отделения головной части всего 37 секунд.
Как подчеркнул Александр Данилюк, "Протон-М" был совсем новым - его изготовили в феврале 2014 года, а 18-го числа отправили на Байконур. Источник на космодроме уточнил ИТАР-ТАСС, что ракета прибыла на место старта 28 февраля.
Ранее глава Роскосмоса Олег Остапенко сообщил, что отказ рулевого двигателя третьей ступени рассматривается в качестве основной предварительной причины аварии. Комиссия по расследованию причин нештатного запуска была создана в день аварии. В ее состав вошли 24 эксперта, представляющие Роскосмос, Минобороны РФ, Объединенную ракетно-космическую корпорацию, ФГУП "ЦНИИмаш", ФГУП "Исследовательский центр имени Келдыша", ФГУП "Научно-производственное объединение "Техномаш", ФГБУ "ЦНИИ Войск ВКО".
В комиссии пять групп анализируют полученные телеметрическую информацию и данные внешнетраекторных измерений, конструкторскую и технологическую документацию, процессы изготовления, испытаний, приемки, транспортировки, хранения и подготовки ракеты космического назначения и её элементов, сообщил Остапенко ИТАР-ТАСС. Члены комиссии работают в конструкторских бюро, на заводах-изготовителях, в центрах управления полетами и на космодроме Байконур, добавил он.
Пока в Роскосмосе проходит расследование причин аварии, как выяснилось, параллельно контролирующие органы проверяют все предприятия ведомства.
newsru.com