"МегаФон" не имеет права передавать персональные данные своих абонентов дочерней компании "МегаФон-Ритейл", подтвердил Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы. В компании считают, что проблема решается изменением формулировок в договорах с "дочками".
Ранее, 26 мая, Московский арбитраж принял решение оштрафовать оператора на 30 тыс. руб. из-за того, что его абоненты могут получить детализацию своих телефонных разговоров в своих салонах, которыми управляет "МегаФон-Ритейл". По мнению суда, клиенты "МегаФона" доверили свои данные одному юридическому лицу, которое не имело право делиться ими с другим.
Согласно решению суда, "МегаФон" в генеральном дилерском соглашении с "МегаФон-Ритейлом" предоставил своей "дочке" право использовать сведения о пользователях в системе информационно-справочного обслуживания: "сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), распространение (в том числе передачу) информации об абоненте, использование информации при выставлении абонентам счетов, детализации счета по всем видам оказанных услуг, а также использование сведений об абоненте в связи с предоставлением справочной информации".
В арбитраж на "МегаФон" 15 апреля пожаловался Роскомнадзор, который, в свою очередь, ссылается на жалобу от физлица — Алексея Миленкова, поданную еще в 2012 году.
Разглашения личных данных в салонах случались — некоторые дела доходили до суда. Например, в феврале Октябрьский городской суд Уфы признал бывшего продавца-консультанта "МегаФон-Ритейла" 23-летнего Мурадбека Эргашхожаева виновным в незаконном разглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, и нарушение тайны телефонных переговоров. Он предоставил своей знакомой детализацию телефонных разговоров ее гражданского мужа. Приговор суда — два года условно с испытательным сроком в один год.
Решение московских судов не является прецедентным, считает представитель "МегаФона" Олеся Яременко. Она говорит, что факта разглашения тайны не было, а спор вокруг персональных данных касается трактовки терминов в договоре между "МегаФоном" и "Мегафон-Ритейлом". "После получения мотивировочной части мы при необходимости внесем уточнения в договор", — обещает она. Яременко отказалась уточнить, будет ли оператор подавать кассационную жалобу.
Близкий к "МегаФону" источник утверждает, что абонент сам принимает решение о разглашении своих персональных данных конкретному продавцу в салоне, когда предъявляет ему паспорт, а потом подписывает специальную бумагу, согласно которой он доверяет сотруднику торговой точки предоставить ему его же личные данные, которые продавец запросит у "МегаФона".
"Наша монобрендовая сеть не является отдельным юридическим лицом, поэтому такой проблемы перед нами не стоит", — рассказывает представитель "ВымпелКома" Анна Айбашева. А в МТС собственными салонами управляет ОАО "РТК". Представитель МТС не захотел ответить на вопросы РБК.
С проблемами из-за разных юрлиц операторы в Москве сталкиваются не в первый раз. В 2003 году абонент "ВымпелКома" через суд потребовал у оператора вернуть деньги, потраченные на связь, из-за того, что лицензией на предоставление услуг GSM-связи на московский регион владела "дочка" оператора "КБ "Импульс". Минсвязи тогда поддержало абонента, а "ВымпелКом", чтобы избавиться от претензий, в мае 2004 году присоединил "дочку".
Если решение по "МегаФону" вступит в силу, это станет неприятным сюрпризом и для других операторов, которые вынесли розничный бизнес в отдельную компанию, считает старший партнер Forward Legal Алексей Карпенко. Он говорит, что по аналогичным делам суды в России "с высокой степенью вероятности выносят одинаковые решения". Он ожидает, что операторам придется или объединяться со своими "дочками"-ритейлерами, или подписывать индивидуальные договоры с каждым покупателем в магазинах, который закажет детализацию по счету.
РБК daily