Первую сессию, посвященную будущему VoIP в России и в мире, открыл Кирилл Степаненко, директор департамента регулирования радиочастот и сетей связи Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Он отметил, что интенсивное развитие интернета вкупе с внедрением технологий UMTS и LTE способствуют взрывному росту трафика данных, который пока не приводит к аналогичному росту выручки операторов. Поэтому основным драйвером роста бизнеса операторов подвижной радиосвязи становится переход на IP-технологии и внедрение IMS для развития голосовых услуг в мобильных сетях нового поколения.
Генеральный директор ООО "МТТ Групп" Евгений Васильев рассказал об актуальных трендах в развитии и законодательном регулировании VoIP-сервисов. По его словам, в отличие от многих других стран, в России рынок VoIP так и не стал мейнстримом: пока он находится на стадии миграции голосового трафика в сети передачи данных, однако OTT-сервисы еще не смогли пошатнуть уверенные позиции традиционных услуг связи. Евгений Васильев убежден, что используя VoIP-технологии гораздо проще решать задачи государства по импортозамещению и внедрению доверенных сред за счет разработки отечественных сервисов и ПО. При этом операторы связи и OTT-провайдеры договорятся о правилах сотрудничества без участия регулятора, так как сами заинтересованы в этом.
С обзором проблем, с которыми сталкивается VoIP-операторы в России и мире, выступил партнер Ernst & Young (CIS) B.V. Юрий Гедгафов.
Елена Грачева, PR-менеджер компании Viber, рассказала о ключевых трендах развития VoIP-сервисов на примере Viber. По ее словам, Россия входит в ТОП-5 региональных рынков Viber по количеству пользователей сервиса (28 млн), занимая третье место после Индии (32 млн) и США (30 млн). В ближайших планах компании развитие функционала публичных чатов, аудио- и видео-сообщений, а также повышение качества передаваемого голоса и видео до уровня HD.
Филиппо Перкарио, вице-президент по операторским сервисам для Европы компании IDT Global Ltd, в своем докладе предложил взглянуть на OTT-сервисы под новым углом: не как на угрозу, а как на потенциал для развития телекоммуникационного рынка. По его словам, важно осознать, что VoIP-сервисы не крадут минуты у традиционной телефонии, а создают дополнительный голосовой трафик. В связи с этим операторам нужно перестать игнорировать OTT-сервисы как явление и совместно с их провайдерами разрабатывать взаимовыгодные модели партнерства.
Руководитель по связям с органами исполнительной власти ОАО "МегаФон" Никита Данилов посвятил свой доклад подходам к регулированию OTT-сервисов. По его словам, с точки зрения потребителей, VoIP является аналогом телефонных услуг. При этом VoIP-провайдеры оказывают услуги на коммерческой основе посредством сетей операторов связи, однако отечественное законодательство в области связи на них до сих пор не распространяется. Никита Данилов выразил уверенность в необходимости единого подхода к регулированию деятельности операторов связи и коммуникационных интернет-сервисов, основанный на принципах сетевой нейтральности.
Сессия продолжилась круглым столом, посвященным типичным проблемам, с которыми сталкиваются российские VoIP-операторы и способам их решения. В рамках дискуссии обсуждались сроки легализации VoIP в России, а также основные препятствия на пути перехода от традиционной к IP-телефонии. В круглом столе приняли участие: директор по продажам в России, СНГ и Балтии компании British Telecom Тигран Антонян, генеральный директор ООО "МТТ Групп" Евгений Васильев, заместитель начальника управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы России Елена Заева, генеральный директор ЗАО "Зебра Телеком" Сергей Кудрин, а также начальник отдела управления продуктами и услугами департамента по работе с операторами связи ОАО "Ростелеком" Сергей Макаров.
После обеда состоялась практическая часть конференции, посвященная технологическим кейсам в сфере VoIP-бизнеса. Дмитрий Агафонов, руководитель службы продаж ЗАО "Коммуникации для инноваций" (Inoventica) представил систему защиты от сетевых атак InvGUARD, которая может использоваться как средство обеспечения устойчивости функционирования сетей VoIP. Директор ООО "Элтекс Коммуникации" Иван Еремин рассказал о том, как создать узел связи IP-телефонии с нуля на базе IP-АТС Eltex SMG-2016 российского производства. А руководитель службы технической поддержки ООО "АйПиМатика" Дмитрий Балашов презентовал облачный сервис Yealink RPS – решение, призванное обеспечить дополнительный доход VoIP-операторам и повысить лояльность их клиентов.
Завершилась конференция круглым столом, посвященным новому витку конкуренции между операторами телефонной связи и голосовыми IP-сервисами. Одним из ключевых вопросов, обсуждавшихся участниками дискуссии, стала перспектива существования ОТТ-игроков в условиях, когда голос переходит в сеть LTE и становится бесплатным. По мнению Алексея Айларова, генерального директора компании Zingaya Inc., технология LTE дает ряд преимуществ разработчикам OTT-сервисов и приложений, так как они становятся еще менее зависимыми от старой телеком-инфраструктуры. При этом существенно расширяется список абонентских устройств, поддерживающих новые стандарты и технологии, такие как WebRTC. Ярослав Прокопович, директор департамента по развитию и поддержке услуг ОАО "МТТ" убежден в том, что переход операторов мобильной связи на сети LTE с поддержкой VoLTE станет новым драйвером развития рынка VoIP, поскольку VoLTE это лишь удобный транспорт для голосового трафика, тогда как OTT-сервисы – намного больше чем просто "голос". В частности, они обеспечивают сервис-провайдеру абонентскую базу по всему миру, предлагают пользователям удобный интерфейс общения, независимы от способа интернет-доступа и каналов связи, а также легко интегрируются с бизнес-приложениями, такими как CRM, а также OSS/BSS-системы. По прогнозам Ярослава Прокоповича, к 2016 году передача голоса по технологии VoLTE займет не более 14% рынка VoIP, тогда как большая его часть будет принадлежать ОТТ-сервисам. Участие в круглом столе также приняли директор направления Instant Messaging компании Mail.Ru Group Игорь Ермаков, начальник отдела управления продуктами и услугами департамента по работе с операторами связи ОАО "Ростелеком" Сергей Макаров, директор по развитию бизнеса и взаимодействия внутри группы TeliaSonera International Carrier Russia Надежда Михеева и директор по проектам ОАО "Комкор" ("АКАДО Телеком") Екатерина Никишкина.
Участники конференции отметили, что Voice 2014 де-факто превратилась в открытую и профессиональную площадку для ежегодного обсуждения наиболее актуальных задач рынка голосовых услуг. Мероприятие, организованное COMNEWS, посетило более 150 делегатов.
Подробнее о мероприятии и возможности получить материалы выступлений на сайте.