Гендиректор госпредприятия "Космическая связь" Юрий Прохоров высказал свое мнение о предложениях Минкомсвязи по реформированию отрасли. Напомним, что весной 2014 г. министр связи Николай Никифоров предложил отказаться от господдержки предприятий, взамен обязав спецпотребителей (спецслужбы) платить по рыночным тарифам.
В соответствии с Федеральной космической программой, принятой в 2001 г., государство обеспечивает "Космическую связь" условно-бесплатными запусками спутников. Предприятие не платит за саму услугу запуска и бесплатно получает ракето-носители "Протон" производства Центра им. М.В. Хруничева, оплачивая только дополнительную комплектацию ракет для собственных нужд.
Действие данной программы заканчивается в 2015 г. И для будущих запусков необходимо выработать новые правила финансирования. Кроме того, федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 г.г." предусматривает субсидии из госбюджета для "Космической связи" на создание спутников, за которые отвечает Россвязь.
Минкомсвязи назвало существующую схему взаимоотношений запутанной и выступило за отказ от субсидирования строительства новых спутников и продолжение условно-бесплатных запусков. Вместо этого министерство предложило осуществить переход на прозрачные отношения и одноканальное финансирование из бюджета. В частности, спецпотребителей, которые сейчас платят за услуги "Космической связи" по регулируемым тарифам, предлагается перевести на рыночные ставки.
Вместо субсидий "Космической связи" следует привлекать долговое финансирование, считают в Минкомсвязи. Чтобы упростить данную процедуру, министерство предлагает изменить форму собственности "Космической связи" из ФГУП (федеральное государственное унитарное предприятие) в акционерное общество. Наконец, оно выступило за заключение "Космической связи" контрактов полного цикла с одним из предприятий недавно созданной Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), которое будет обеспечивать производство, доставку и запуск ракет к нужному сроку.
Прохоров же сомневается в целесообразности предлагаемых инициатив, так как взаимоотношения между участниками процесса, наоборот, станут более запутанными. Сейчас, предоставляя возможность условно-бесплатных запусков для "Космической связи", государство обеспечивает спецпотребителей получением услуг по низким ценам. Для изменения же схемы средства на запуски спутников, которые сейчас заложены в бюджет Роскосмоса, необходимо будет перевести в бюджеты спецпотребителей.
Для последних это создаст дополнительные проблемы, так как они смогут направлять эти средства лишь на услуги "Космической связи", полагает Прохоров. При этом спецпотребителям придется заключать с предприятием долгосрочные контракты — на 15 лет. Хотя федеральный бюджет составляется на 3 года. "Космической связи" же придется привлекать дополнительное кредитное финансирование, под которое нужно будет найти обеспечение. Источник, близкий к руководству предприятия, уверен, что в результате всех предлагаемых изменений общие расходы госбюджета не снизятся.
Что касается акционирования предприятия, Прохоров отметил, что оно невозможно без изменения нормативно-правовой базы — в частности, выработки государственной политики в области акционирования и приватизации субъектом естественных монополий. В то же время, по словам гендиректора "Космической связи", предприятие эффективно решает все задачи и при нынешней форме собственности, в том числе привлекает кредитное финансирование.
Что касается контрактов полного цикла с одним из предприятий ОРКК, то "Космическая связь" разработала проект соответствующего контракта и направила его в Россвязь, которое, в свою очередь, передало его Минкомсвязи. Однако проблема заключается в согласовании стоимости контракта и возможных штрафных санкций. Сейчас контракт с крупнейшим производителем спутников — ИСС им. М.Ф. Решетнева (вошел в состав ОРКК) — предусматривает возможность наложения штрафных санкций со стороны "Космической связи", которые позволяют ИСС сохранять норму рентабельности.
Если же производитель спутников будет отвечать еще и за запуски, то размер штрафных санкций для него увеличится. Кроме того, если, например, ИСС будет по рыночным ценам закупать ракето-носители у Центра им. М.В. Хруничева и заказывать запуски у его "дочки" — ILS, — а не получать их по госпрограммам, как это происходит сейчас, то общая стоимость выведения спутника на орбиту вырастет примерно на 30%. А число запусков соответственным образом сократится по сравнению с намеченным, предупреждает замегнидректора "Космической связи" Александр Ганин.
cnews.ru