28 августа в 14:44 по московскому времени произошел успешный запуск ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом Inmarsat-5F3. 29 августа, в 6:15 мск (через 15 часов 31 минуту после запуска), спутник штатно отделился от разгонного блока на целевой суперсинхронной переходной орбите (с апогеем 65 тыс. км), заказчик запуска принял его на управление, сообщила пресс-служба Роскосмоса.
Пятничный запуск для ракеты "Протон-М" стал четвертым в 2015 г. и первым после аварии с мексиканским спутником MexSat-1, которая случилась 16 мая этого года. Межведомственная комиссия по расследованию причин аварии выяснила причину нештатного завершения полета ракеты-носителя. Ей стал "отказ рулевого двигателя 3-й ступени из-за повышенных вибронагрузок, вызванных увеличением дисбаланса ротора турбонасосного агрегата (ТНА), связанного с деградацией свойств его материала под действием высоких температур и несовершенством системы балансировки".
Правом на маркетинг и коммерческую эксплуатацию ракет-носителей "Протон-М" обладает совместное российско-американское предприятие International Launch Services (ILS). Контрольный пакет в ILS принадлежит ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева" (ГКНПЦ). Inmarsat заключил c ILS договор на запуск всех трех своих спутников пятого поколения (F1, F2 и F3).
"После успешного запуска третьего спутника пятого поколения Inmarsat будет стремиться начать оказывать коммерческие услуги Global Xpress по всему миру в конце 2015 г.", - говорится в сообщении на сайте компании. Как рассказывала ComNews представитель Ассоциации европейских операторов спутниковой связи (European Satellite Operator-s Association, ESOA), руководитель по связям с правительственными структурами глобальной программы Inmarsat Юлия Куликова, Global Xpress - это первая в мире глобальная сеть спутникового широкополосного доступа в Интернет в Ка-диапазоне.
Inmarsat-5F3, как и первые два спутника ШПД-сети Global Xpress, изготовлен по контракту, заключенному Inmarsat с подразделением космических программ компании Boeing (Boeing Satellite Systems) в августе 2010 г. Причем в 2013 г. компания заказала у Boeing четвертый спутник - Inmarsat-5F4, его создание будет завершено в середине 2016 г. Этот спутник будет запасным, а также поможет в будущем расширить возможности системы GX.
Inmarsat-5F3 предназначен для оказания услуг связи на территории Тихоокеанского региона. Спутник оборудован полезной нагрузкой Ка-диапазона, он будет формировать 89 фиксированных точечных лучей, что обеспечит пользователям с компактными терминалами высокоскоростную (до 50 Мбит/c) передачу данных, радиотелефонию, доступ в Интернет на суше, море и в воздухе. Спутник будет работать в точке стояния 180° в.д. Cрок активного существования на орбите - 15 лет. Масса спутника составляет более 6 тонн.
Как рассказал репортеру ComNews директор по корпоративным коммуникациям компании Inmarsat Джонатан Синнатт, компания планирует ввести Inmarsat-5F3 в коммерческую эксплуатацию до конца 2015 г.
Ранее, 1 февраля 2015 г., успешно прошел запуск российской ракеты-носителя "Протон-М" со спутником Inmarsat-5F2. Inmarsat-5F2 предназначен для оказания услуг связи на территории Северной и Южной Америки и Атлантического океана (см. новость ComNews от 2 февраля 2015 г.).
Первый из спутников серии I-5, Inmarsat-5F1, был успешно запущен с помощью ракеты-носителя "Протон-М" в декабре 2013 г. В его зону охвата попадают Европа, включая Россию, Ближний Восток, Африка и Азия. Вице-президент по коммерции Inmarsat Global Xpress Микеле Франчи образно называет его спутником Индийского океана (см. интервью от 3 апреля 2013 г.). Несмотря на то что Inmarsat 5F-1 был выведен на орбиту еще в конце 2013 г., он вошел в коммерческую эксплуатацию с 1 июля 2014 г. На начало февраля 2015 г. спутник не предоставлял услуги связи в РФ. Тем не менее GX при помощи Inmarsat-5F1 оказывает услуги ШПД в Европе, Африке, на Ближнем Востоке и в Азии как коммерческим, так и государственным заказчикам.
Общая стоимость инвестиционной программы Global Xpress, включающей три спутника и четвертый запасной, составляет $1,6 млрд, уточнил Джонатан Синнатт. Глобальная сеть спутникового широкополосного доступа в Интернет включает в себя также шесть наземных станций Inmarsat, которые расположены в Италии, Греции, Канаде, США и Новой Зеландии. "Этот проект претворит в жизнь концепцию "вездесущего Интернета". Впервые один оператор сможет предоставлять спутниковый широкополосный доступ в Интернет на суше, на море и в воздухе", - приводятся слова Микеле Франчи на сайте Inmarsat.
Как ранее сообщал ComNews, в России Inmarsat заключил соглашение с оператором "СТЭК.КОМ", который будет предлагать сервисы GX местным конечным пользователям. Параллельно Inmarsat создал в России дочернюю компанию ISAT Global Xpress. Она будет координировать развитие VSAT-рынка в России.
По словам руководителя группы исследования рынка "СТЭК.КОМ" Ивана Ершова, компания действительно заключила соглашение с Inmarsat. "Однако услуги связи GX в настоящее время в России не оказываются. Идет завершение технических и процедурных вопросов", - отметил он.
Как в феврале сообщала ComNews Юлия Куликова, Inmarsat уже завершил процесс координации с российскими сетями в соответствии с процедурами Международного союза электросвязи (МСЭ) и требованиями российской нормативной базы. "Мы уверены, что необходимые разрешения, которые мы получим от Государственной комиссии по радиочастотам, позволят конечным российским пользователям получать услуги ШПД Global Xpress уже в ближайшем будущем. Основные российские авиакомпании проявляют большой интерес к услугам компании Inmarsat, - говорила она. - Мы надеемся, что сможем предложить им свои услуги как можно скорее".
СOMNEWS.RU