Падение курса рубля и усиление негативных явлений в мировой экономике ШПД-провайдерам доставит гораздо меньше сложностей, чем мобильным операторам. Спрос на эту услугу стабилен, цены невысокие, считают аналитики. По их прогнозам, в кризис компании будут оптимизировать расходы и предлагать клиентам новые сервисы.
Все опрошенные ComNews аналитики считают, что осложнение экономической ситуации и падение стоимости национальной валюты для ШПД-рынка гораздо менее болезненно, чем для рынка мобильной связи. Интернет-провайдеры гораздо меньше инвестируют в строительство инфраструктуры. "По моим оценкам, соотношение CAPEX к выручке у ШПД-операторов сейчас в среднем на 30-60% меньше, чем у мобильных", - отметил финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин. У ШПД-операторов из-за технологических особенностей гораздо меньше доля валютной составляющей в структуре CAPEX, у игроков этого рынка исторически меньше валютных долгов. "С учетом того, что основная часть как доходов, так и расходов провайдеров - рублевая, я бы не сказал, что девальвация сама по себе является серьезной проблемой для провайдеров", - заявил аналитик.
"При текущем обменном курсе операторы не столкнутся со значительными финансовыми трудностями вследствие достаточно высокой маржинальности бизнеса, отсутствия валютной составляющей в операционных расходах и сравнительно низкого уровня долговой нагрузки", - уверен руководитель департамента корпоративных финансов J-son & Partners Сonsulting Владимир Байдин. По его мнению, возможно, операторы вынуждены будут пересмотреть свои планы по капитальным затратам из-за существенной доли в них импортного оборудования.
Как прогнозирует Тимур Нигматуллин, нестабильность на валютном рынке не окажет существенного влияния на финансовые и операционные показатели компаний, но финансовая политика в среднем по отрасли станет более консервативной. "Компании будут стремиться аккумулировать на счетах наличность для создания "подушки безопасности", - полагает он.
Как заявил ComNews генеральный директор оператора NetByNet (ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг") Андрей Батанов, компании нет необходимости перестраиваться в связи с изменениями в экономической ситуации. "Мы изначально пропагандировали подход, согласно которому максимально оптимизируем внутренние бизнес-процессы, а перед тем как вложить средства в какой-то проект - тщательно анализируем кейс и оцениваем его эффективность", - пояснил он. По словам Андрея Батанова, основную часть строительства инфраструктуры компания уже завершила ранее, а сейчас идет модернизация и точечное развитие сети, которое не требует больших дополнительных затрат.
ПАО "Ростелеком" также уже не первый год занимается оптимизацией и повышением эффективности бизнеса. "Мы повысили прозрачность и конкурентность закупок, добившись многомиллиардной экономии. В прошлом году снизили на 18% чистый долг - он практически на 100% номинирован в рублях и на нем валютные курсы не сказываются. Кроме того, по большинству кредитов и займов у компании фиксированные процентные ставки, поэтому дефицит ликвидности на российском финансовом рынке не сказался на росте стоимости обслуживания долга", - сообщили ComNews в пресс-службе компании. "Ростелеком" планирует удержать CAPEX в 2015 г. на уровне около 20% от выручки.
"Рост курса доллара ведет к увеличению операционных и инвестиционных затрат, в том числе на оборудование, контент, а также услуги подрядных организаций. Наша компания корректирует прогноз как на 2015 г., так и на последующие 10 лет", - сообщали ComNews в пресс-службе АО "ЭР-Телеком Холдинг" (бренд "Дом.ru").
В "Акадо Телеком" (ОАО "Комкор") уже предприняли ряд мер, чтобы колебания на валютном рынке не помешали выполнению планов компании. "Мы изменили схему предоставления оборудования, расширили линейку оборудования для отдельных сегментов абонентов, внесли изменения в принципы пакетирования услуг. Мы не изменили своих строительно-инвестиционных планов: в ближайшее время совместно с подрядчиком мы планируем запустить новый дата-центр и предложить на его базе новые услуги", - сообщили ComNews в пресс-службе компании.
"На рынке Москвы провайдеры будут покрывать свои расходы за счет оптимизации бизнес-процессов, пересмотра тарифных линеек и других инструментов, но стоимость услуг менять не будут либо изменения будут незначительными", - заявила представитель ГК "Акадо" Ирина Романникова. По ее словам, ШПД-провайдеры будут активно развивать систему бонусов, дополнительных сервисов, активнее работать над повышением качества услуг.
Как утверждает руководитель PR-направления "ЭР-Телекома" Светлана Иванова, из-за высокой конкуренции на телеком-рынке стоимость услуг не привязана к валютному курсу и уровню инфляции. "Борьба за клиента в нашей стране куда острее, чем в США и европейских странах. И ARPU у нас в три-пять раз ниже, чем в западных странах. На каждом локальном рынке конкурирует три-шесть операторов, поэтому даже в нынешних условиях цены на Интернет и платное ТВ имеют тенденцию к снижению", - пояснила она.
Большинство аналитиков также не ожидают резкого роста цен на услуги ШПД. "Рост ARPU возможен только либо за счет подключения абонентов к более высокоскоростным тарифам, либо за счет продажи дополнительных услуг, например IPTV", - считает Сергей Либин из Райффайзенбанка. По мнению Владимира Байдина из J-son & Partners Сonsulting, компании могут увеличивать ARPU за счет разработки и внедрения дополнительных услуг, для которых потребуется расширение абонентом используемой полосы, а также применения новых типов модемов и устройств.
Эксперты сходятся во мнении, что росту цен мешает высокая конкуренция в ШПД-сегменте. С коллегами согласен начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко, но, по его мнению, стоимость услуг начнет расти с вытеснением с рынка мелких игроков. "Возможно, до конца года этого не произойдет даже на фоне роста курса валют по отношению к рублю. Но вероятно, процесс запустится в 2016 г. Следующий год может стать последним, когда у абонента крупного города был богатый выбор операторов. Полагаю, что вскоре выбор может сократиться до двух-трех компаний, и за этим последует более резкое повышение тарифов", - сказал он. По его прогнозу, рост тарифов в следующем году может составить 10-15%.
Как полагают эксперты, мало что изменит кризис и в поведении абонентов ШПД-провайдеров - услуга считается базовой, а ее стоимость невелика. Сергей Либин отметил, что, как правило, расходы на доступ в Интернет составляют незначительную долю в бюджете домохозяйств. К тому же доля тарифов с фиксированной ежемесячной платой в ШПД выше, чем в сотовой связи, поэтому оптимизировать траты за счет снижения потребления здесь труднее.
Аналитик "Финам" Тимур Нигматуллин отметил, что Министерство экономического развития прогнозирует падение реальных зарплат населения по итогам 2015 г. почти на 10%. По его мнению, в таких условиях домохозяйства неизбежно будут экономить на услугах связи, переходя на более дешевые тарифы, но существенного сокращения числа активных абонентов не будет.
В "Ростелекоме" прогнозируют, что спрос на услуги ШПД в сегменте B2C скорее всего не изменится. А вот в В2В- и В2G-сегментах клиенты оператора сталкиваются с бюджетными ограничениями и стараются оптимизировать свои расходы на телекоммуникационные услуги.
ComNews.ru