О продлении генерального дилерского соглашения ПАО "МегаФон" с ОАО "МегаФон Ритейл" говорится на портале Центра раскрытия корпоративной информации.
Как рассказал репортеру ComNews представитель "МегаФона", генеральное дилерское соглашение - это основной хозяйственный договор с дочерней компанией "МегаФон Ритейл", по которому она привлекает и обслуживает абонентов. Собрание акционеров оператора одобрило это соглашение еще в январе 2015 г., сама сделка была заключена в феврале 2015 г. Это сделка с заинтересованностью - "Мегафон Ритейл" на 100% принадлежит оператору.
До заключения нынешнего оператор работал по другому аналогичному договору, срок которого был также рассчитан на три года, но лимит уже истек. За привлечение и обслуживание клиентов "МегаФон" до конца 2017 г. заплатит "дочке" 44 млрд руб. По состоянию на 9 сентября, сумма сделки уже составила 7,2 млрд руб. В целом сумма сделки не превысит 9,56% балансовой стоимости активов "МегаФона". В начале сентября накопительная сумма сделки составила более 1% балансовой стоимости активов оператора.
Ранее, в августе 2014 г., президент "Евросети" (50% акций сети принадлежит "МегаФону", 50% - "ВымпелКому") Александр Малис признался "Ведомостям", что, будучи акционерами, операторы платят ритейлеру за подключение в четыре раза меньше, чем раньше. "Мегафон", согласно отчетности, за 2013 г. должен был заплатить "Евросети" за оказание услуг 1,1 млрд руб. (см. новость ComNews от 27 ноября 2014 г.). Источник ComNews на рынке телекоммуникаций вчера отметил, что "МегаФон" платит "Евросети" за привлечение абонентов чуть более 1 млрд руб. в год.
В рамках соглашения с материнской компанией "МегаФон Ритейл" оказывает услуги по привлечению и обслуживанию абонентов "МегаФона". В том числе розничная сеть организует фирменные салоны, проводит маркетинговые акции, обеспечивает работу интернет-магазина и др. Со своей стороны, "МегаФон" поставляет "дочке" стартовые комплекты, а также выплачивает вознаграждения за ранее оказанные услуги по подключению и обслуживанию абонентов.
По похожей схеме теперь работает и ПАО "Ростелеком". Недавно оператор завершил перевод розничных сетей макрорегиональных филиалов (МРФ) в дочернюю компанию - ООО "Ростелеком - Розничные системы" (РРС). В связи с этим "Ростелеком" заключит с компанией агентский договор по обслуживанию абонентов, максимальная сумма контракта - 3,075 млрд руб. (см. новость ComNews от 3 сентября 2015 г.).
Согласно годовому отчету "МегаФона", в конце 2014 г. его сеть продаж включала 2047 собственных салонов, 1985 франчайзинговых салонов, работающих под брендом "МегаФон", и 4055 салонов "Евросети". Как уточнила представитель компании Анна Митина, с начала 2015 г. оператор увеличил количество собственных салонов, и теперь их 2062. Планы по росту числа салонов к концу года оператор не раскрывает.
Монобрендовая розница ООО "Т2 РТК Холдинг" (бренд Tele2) строится по принципу франчайзинга. Оператор ведет политику активной экспансии и расширяет розничную сеть. "Благодаря новой программе ускоренного развития этого канала продаж и в результате запуска бренда в регионах, где работали сотовые активы "Ростелекома", количество монобрендовых салонов и модулей превысило 2,2 тыс.", - подчеркнула пресс-секретарь оператора Ирина Рыбакова. К концу 2015 г. розничная сеть Tele2 будет насчитывать 2,9 тыс. салонов и модулей. Причем из них 350 оператор построит в Москве.
У ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") по итогам II квартала 2015 г. розничная сеть, включая франчайзи, состояла из более чем 3,6 тыс. салонов, из них собственных операторских офисов - более 1250. "Мы планируем довести через пару лет нашу собственную розницу примерно до 2 тыс. салонов, но при этом увеличить их эффективность. Мы стремимся, чтобы операторская розница была такой же эффективной по продажам телефонов, как мультибренд", - подчеркнула пресс-секретарь оператора Анна Айбашева. По ее словам, "ВымпелКом" релоцирует часть существующих брендированных салонов, меняя локации на более выгодные и менее дорогие.
Розничная сеть МТС, по данным на конец II квартала 2015 г. включает 4422 салона, в том числе 1435 - франчайзинговых. Как отметил пресс-секретарь оператора Дмитрий Солодовников, в течение 2015 г. МТС намерена открыть в регионах присутствия 300-400 новых салонов. Он подчеркнул, что ключевым каналом привлечения новых клиентов для МТС является именно розничная сеть оператора, которая в Москве уже обеспечивает почти 60% новых подключений.
По оценкам аналитика ИХ "Финам" Тимура Нигматуллина, в первом полугодии 2015 г. активнее всего монобрендовые сети развивали операторы МТС и Tele2. Напомним, весной этого года МТС перестала сотрудничать с "Евросетью" (см. новость ComNews от 29 апреля 2015 г.). В июне МТС прекратила продажи через "Связной". "Поскольку МТС отказалась от продаж через "Связной", оператор связи был вынужден искать альтернативу, для того чтобы в условиях характерного для РФ высокого оттока не спровоцировать сокращение мобильной абонентской базы", - сказал Тимур Нигматуллин.
МТС активно продает технику под своим брендом, а также пакетные решения и, таким образом, получает синергию от обоих направлений деятельности. "Похожий подход используется на некоторых развитых рынках и там показал себя довольно хорошо", - отметил аналитика UFS IC Петр Дашкевич.
Как ранее сообщал ComNews, МТС планирует возродить проект "Телефон.ру" как аналог "Евросети" и "Связного". Речь идет о возвращении бренда и строительстве новой розничной сети с нуля (см. новость ComNews от 1 июля 2015 г.). Не исключено, что МТС планирует продавать в салонах "Телефон.ру" не только свои контракты, но и контракты Tele2.
Эксперт Петр Дашкевич считает, что наиболее активно развитием сети сейчас занят Tele2. "Новый" оператор пока довольно слабо представлен в наиболее привлекательных регионах - Москве и Петербурге, а в регионах, где бывшие сети "Ростелекома" активно представлены, розничные салоны проходят активный ребрендинг", - отметил он.
По словам Тимура Нигматуллина, в отличие от МТС и Tele2, два других игрока "большой четверки" скорее сосредоточены на повышении эффективности своих розничных подразделений.
В общем, как отмечает Тимур Нигматуллин, розница всех четырех игроков за последние кварталы, несмотря на развитие сегмента разного рода дополнительных услуг, остается убыточной. Это происходит из-за падения потребительского спроса, роста стоимости аренды (в случае долларовых ставок) и усиления конкуренции.
Петр Дашкевич считает, что традиционное расширение розничной сети для операторов не слишком эффективно. Степень проникновения на рынке и так достаточно большая, продажа новых SIM-карт приносит все меньше денег по сравнению с удержанием лояльных клиентов, а продавать новые SIM-карты выгодно именно в комплекте с новым оборудованием - планшетами, 4G-модемами.
Как отмечает эксперт, во многих странах, в том числе европейских, салонов связи намного меньше, чем в России. Операторы давно перевели большую часть услуг в Интернет, а продажу SIM-карт отдали на откуп вендинговым автоматам. "Это позволяет существенно снизить расходы на персонал и аренду площадей. Судя по всему, оптимизация
comnews.ru