Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"Связной" продал Explay


22.12.2015

"Связной" продал Explay

 

Как стало известно CNews, покупателем компании Explay стал британский производитель популярных в России недорогих мобильников Fly. Об этом CNews рассказали два собеседника издания, работающих на рынке мобильного ритейла и знакомых с ситуацией вокруг бренда Explay. Explay - это бренд, под которым ЗАО "Эксплей" продавало в России большую гамму собранных в Юго-Восточной Азии недорогих устройств (гаджетов B-класса) - смартфонов, планшетов, навигаторов, видеорегистраторов, плееров, наушников и т.п. ЗАО "Эксплей" - компания, подконтрольная ритейлеру "Связной". Она была основана при участии нидерландской компании Svyaznoy N.V., и в конце 2014 г. вместе с прочими активами группы "Связной" перешла под контроль Олега Малиса, родного брата президента "Евросети" Александра Малиса. Президент Fly Суреш Радхакришнан (Suresh Radhakrishnan) отказался прокомментировать информацию о приобретении его компанией Explay, но и не стал ее опровергать. Официальные представители "Связного", к которым CNews обратился за подробностями сделки, отказались от комментариев. Глава "Связного" Олег Малис в момент подготовки этого материала был недоступен для звонка.

По информации, имеющейся у CNews, главным активом, который в результате сделки перейдет к Fly, станет собственно бренд Explay. Само ЗАО "Эксплей" будет закрыто. По словам собеседников издания, знакомых с нынешним положением дел в "Эксплей", к настоящему моменту из компании уже уволена основная часть сотрудников (однако продолжает работать бухгалтерия). Для дальнейшего использования бренда его новые владельцы создадут специальное юридическое лицо. Источники на рынке, знакомые с ходом сделки, утверждают, что Fly расплатится за покупку со "Связным" пакетом своих акций от 20% до 30%. Как ожидается, сделка будет закрыта в течение ближайших шести месяцев. Судя по ЕГРЮЛ, до 2015 г. Explay был успешным брендом. По итогам 2014 г. выручка ЗАО "Эксплей" составила p11,4 млрд (рост год к году 33%), а чистая прибыль - p251,1 млн. Однако, в 2015 г. как Fly, так и Explay начали терять рыночную долю на российском рынке. По данным Gfk, доля Fly на российском рынке в разрезе проданных устройств с января по июль 2015 г. снизилась с 10% до 7%, а доля Explay с 5% до 2% (показав в марте и апреле рост до 6%).

Рассуждая о смысле этой сделки, аналитик мобильного рынка Михаил Фадеев предположил, что продавая Explay не за деньги, а в обмен на акции Fly, Малисы фактически получили контроль над значительной долей рынка мобильных телефонов.  Хотя юридических прав собственности на Fly у "Евросети" никогда не было, она всегда была основным и бизнесообразующим каналом Fly. В последние годы, по словам Фадеева, больше 60% товарного объема Fly (а по некоторым оценкам и больше 80%) продавалось через "Евросеть".  Теперь же у братьев Малисов появится, во-первых, юридическое право голоса во Fly, во-вторых, возможность ценовой манипуляции с помощью двух брендов, и при этом бренд Explay опосредованно по-прежнему остался под их контролем. Хотя в реальности Малисы фактически получили группу компаний, так или иначе монополизирующих значительную часть рынка, с формальной точки зрения никакой монополии у них нет, поскольку все компании независимы друг от друга.  В свою очередь Fly получил в свое распоряжение вполне успешный, сложившийся и прибыльный бренд с хорошей историей и высокой узнаваемостью, говорит Фадеев. Если бы бренд Explay не имел таких финансовых показателей (рост порядка 30% в год и по данным Gfk и долю рынка смартфонов до 6% смартфонов), то вряд ли сделка бы состоялась даже при очень большом желании продавца.

Источник:
CNews.ru