Заместитель директора макрорегионального филиала "Юг" ПАО "Ростелеком" по работе с массовым сегментом Анна Роднова в интервью "РБК-Юг" рассказала о трансформации фиксированной телефонии и инвестициях в интернет вещей.
— Анна, недавно произошло разделение сегментов коммерческого направления работы "Ростелекома" на В2В (корпоративный блок и госорганы) и В2С (физлица): какова его цель, что уже сделано и что ещё предстоит?
— Компания разделила управление бизнесом на сегменты. Основная задача, которую компания ставила перед собой — упорядочить процессы внутри клиентских сегментов и разделить управление ими. В рамках разделения блоки в полном объеме сосредоточатся на своей категории клиентов: здесь и развитие, и маркетинг, и продажи, и поддержка клиентов. Примеры большинства телеком-компаний показывают, что в целом такой подход оправдывается. Кроме того, разделение призвано повысить эффективность.
— Расскажите подробнее, за что отвечает ваш сегмент — массовый?
— Мы работаем с частными клиентами и отвечаем за достижение ряда показателей (повышение доли рынка, выручки и т. д.). Также наша задача отвечать за затраты, с помощью которых мы будем достигать указанных выше целей. То есть, сегмент полностью несет ответственность за всю маржинальность бизнеса в своей сфере.
— Понесла ли компания затраты на это разделение, каков их объем?
— В основном это были организационные мероприятия, связанные с распределением функционала, людей, выстраиванием процессов внутри сегментов. У нас в каждом регионе теперь есть конкретный человек, который отвечает за весь рынок физических лиц.
— Какие сегменты бизнеса будут в числе приоритетных для компании в 2016 году и почему?
— Если говорить в целом про сегмент физлиц, то, здесь мы отмечаем сокращение рынка голосовой связи. И традиционная телефония в своем прежнем виде снижает обороты. Ни в одной стране мира, ни у одного из операторов нет примеров, когда потери голосовой связи сумели в краткосрочном периоде полностью восполнить эффектом от новых услуг.
Тем не менее, "Ростелеком" на юге РФ по итогам 2015г. выручку удерживает практически в прежних объёмах. То есть, мы успеваем замещать выручку от падения телефонии, работая на новых рынках.
В 2016г. тенденция будет продолжаться. Компания намерена, помимо интернета и интерактивного ТВ, продолжать развитие сопутствующих услуг и сервисов. Мы постараемся предоставить больше удобства клиенту в сфере качества и надёжности услуг, простого дистанционного управления ими рынок, на котором "Ростелеком" собирается сегодня активно работать - это проникновение сервисов, которые появляются в нашей жизни вместе с интернетом. Это и умный дом, и безопасный интернет, и интернет вещей, который начинает все больше проникать в нашу жизнь.
— Разрабатывает ли компания продукты в этих областях? Может быть, уже есть какие-то их результаты?
— Безусловно, мне кажется, что за последние несколько лет мы достаточно сильно продвинулись в разработке продуктов. Компания как раз вкладывается в разработку и наполнение сервисов, достаточно отличающихся от конкурентов. Например, "Интерактивное ТВ 2.0". Это один из продуктов "Ростелекома", аналогов которому действительно нет на рынке. Это первый продукт, абсолютно независимый от провайдера и позволяющий при этом с вполне гарантированным качеством получать телевизионный контент с привычными для нашего ТВ интерактивными сервисами – управление просмотром, просмотр на нескольких экранах, видео-коллекцией, "караоке".
— Голосовая связь падает, возможно ли, что фиксированная телефония будет полностью вытеснена?
— Смотря что мы подразумеваем под этим. Если мы говорим про "медную технологию", на основании которой предоставляется телефония, на мой взгляд, она уйдет еще не очень скоро. Потому что скорее домашний телефон обретет свойства, которые сейчас имеет мобильный телефон. Кстати говоря, он уже сейчас имеет почти все из них. Если говорить про будущее, то скорее это будет единая записная книжка, но разные каналы связи. Клиент сможет выбирать, через какой канал ему делать звонок.
В то же время, фиксированная связь имеет ряд преимуществ перед мобильной. Например, она более надежна. В новогодние праздники сами сможете в этом убедиться. Ключевое преимущество проводной связи: она работает в самых чрезвычайных ситуациях. Хотя есть и другие преимущества, например, только домашний телефон позволяет точно узнать, дома ли дети. Если говорить о периоде, в котором мы можем получить полное "отмирание" фиксированной связи, то это произойдет нескоро. Быстрее может случиться ее трансформация. А если говорить про голосовой трафик, он в значительной степени перейдет уже в мобильные приложения. Также это будет касаться и мобильной телефонии.
— Интернет становится все доступнее, а это значит, что тарифы снижаются. Как вы балансируете между вынужденным снижением тарифов и кризисом?
— 2016г. — очередной год вызова для нас и клиентов. Мы будем предлагать выгодные пакетные решения. Если клиент подключает две и более услуг от "Ростелекома", то он сможет существенно сэкономить на ежемесячных платежах. Это также удобно, так как не требует отдельной оплаты услуг и позволяет следить комплексно за потребляемыми услугами. В следующем году будем максимально упрощать тарифы: чем проще тариф, тем понятнее он клиентам. Тут нам есть над чем подумать. И это касается не только доступа в интернет. В частности, с 15 декабря мы ввели новый тариф на территории Кубани и Адыгеи, в котором все звонки на любые фиксированные телефоны на этих территориях будут по одной цене, вне зависимости от удалённости. Это касается домашней телефонии. Также планируем распространить этот опыт и на другие регионы. Но нам важна и выручка, поэтому здесь мы будем идти по пути предложения сопутствующих услуг и различных сервисов. Уже сейчас мы работаем над вещами, связанными с охраной дома и домашнего интернета, в конце года запустили игровой портал. Это является отправной точкой в развитии игрового направления "Ростелекома", которое также включает в себя и предложение специализированного игрового контента для абонентов "Интерактивного ТВ", и развитие сетевой инфраструктуры компании под этот контент.
— А что касается интерактивного ТВ, насколько приросла база абонентов ТВ на юге за 2015 год? Насколько этот рынок на юге конкурентен, какие у него особенности?
— Безусловно, на юге есть свои особенности. Например, очень сильно распространен частный сектор (в большей степени, чем в других регионах). Но если в средней России сельские населенные пункты — это далеко достаточно отдалённые друг от друга деревни, то на юге плотность достаточно большая. Частный сектор в ЮФО И СКФО занимает больше 50%. И вторая особенность — неравномерный ландшафт. Поэтому если говорить про ТВ, здесь в большей степени развито спутниковое, как в большинстве случаев единственно доступное. Но "Ростелекому" это не страшно: мы в 2016 году планируем продвигаться дальше в частные и сельские населенные пункты и приходить со своим телевидением, которое имеет ряд преимуществ по сравнению со спутниковым. Тем более, что в "спутнике" достаточно большой входной взнос, связанный с установкой и т. д. Ничего надежнее проводов пока еще не придумали.
— Кто ваши основные конкуренты на юге в сегментах предоставления интернета и цифрового ТВ?
— Среди федеральных игроков, все компании известны. Если говорить про проводной интернет, здесь сильны "ВымпелКом", "МТС" и "Эр-Телеком". На юге достаточно большое количество сильных локальных игроков в тех или иных регионах. Но, безусловно, конкуренция идет на пользу всем. Вместе с тем результаты этого года уже показывают, что мы на рынке заняли долю больше 50% от всех продаж проводного интернета. В целом же темпы развития рынка замедлились, есть определенные проблемы с инвестициями.
— Если речь зашла о долях, каких показателей компания планирует достичь на Юге во всех сегментах по итогам 2015г.?
— На сегодняшний день (по итогам 3 кв. 2015г.) доля рынка "Ростелекома" на юге по выручке составляет 52,3% в сегменте широкополосного доступа в интернет (ШПД), 28,5% в сегменте платного ТВ, 83,9% в сегменте фиксированной телефонии (данные: ТМТ консалтинг). По сравнению с аналогичным периодом 2014 г. существенный рост мы показали в сегменте платного ТВ - на 4,1 п. п.
Есть ли еще куда расти компании? Какие регионы в рамках ЮФО и СКФО вы считаете точками роста?
Например, 2015г. для "Ростелекома" был годом строительства волоконно-оптических линий (ВОЛС). В каких-то регионах это было продолжение предыдущих программ строительства, а в таких регионах как Дагестан, именно в 2015 году были построены основные объёмы оптики. У нас есть регионы со слишком высокой конкуренцией — Волгоград и Астрахань. Туда мы вошли одни из последних с точки зрения "оптики". Но 2015г. для них стал переломным, там планируем самый большой прирост в доли рынка, несмотря на высокую конкуренцию.
Если говорить про оптические технологии, то у "Ростелекома" практически 90% стандартных высотных домовладений покрыто на юге. Дальше наша зона развития — частный сектор. И мы в 2016г., несмотря на замедление рынка с точки зрения развития, не останавливаемся и планируем строить кабельную инфраструктуру. Планы на следующий год ещё формируются.
— Расскажите подробнее о проекте УЦН и его реализации?
— "Устранение цифрового неравенства" - это организация точек доступа в интернет со скоростью передачи данных не менее 10 Мбит/с в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек. В соответствии с распоряжением правительства РФ, единым федеральным оператором универсального обслуживания назначен "Ростелеком". По всей России компании предстоит обеспечить строительство волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) общей протяженностью около 200 тыс. км. Точки доступа должны быть организованы в почти 14 тыс. населенных пунктов страны, где проживает около 4 млн человек.
На сегодняшний день на юге из запланированных 3,7 тыс. км "оптики" в регионах ЮФО и СКФО построено 3,4 тыс.. По итогам первого этапа проекта, то есть на 30 сентября текущего года, установлены точки доступа в 74 населенных пунктах. В наших ближайших планах построить оставшиеся 300 км оптических линий связи и подключить еще более 250 населенных пунктов. Мы взяли очень высокий темп реализации проекта, идём с опережением графика.
РБК-Юг