По оценке J’son & Partners Consulting, к концу 2015 г. в России насчитывалось около 2,2 млн абонентов MVNO (виртуальных операторов мобильной связи), что составляет не более 1% от количества активных SIM-карт мобильной связи. Этот показатель примерно соответствует уровню развивающихся стран Латинской Америки и Восточной Европы и свидетельствует о том, что рынок MVNO в России по-прежнему находится в самой ранней стадии своего развития. По прогнозам J’son & Partners Consulting (базовый сценарий), доля MVNO составит к 2020 г. около 2% (5 млн).
Основные сдерживающие факторы развития рынка MVNO связаны с незаинтересованностью крупных сотовых операторов ("большая тройка") в усилении конкуренции в условиях фактического отсутствия регуляторного давления. Как следствие, потенциальным независимым MVNOв России сложно и чаще всего просто невозможно договориться с сотовыми операторами о предоставлении в аренду сотовой инфраструктуры. Еще одним тормозом является неготовность нормативно-правовой базы. В частности, законодательно не определены условия для деятельности MVNA — агрегаторов, которые могли бы выступать посредниками небольших виртуальных операторов в коммерческих соглашениях с операторами мобильной связи для получения более выгодных условий за счет эффекта масштаба. Для крупных MVNO "полного цикла" (Full MVNO) развитие сдерживается необходимостью высоких капитальных затрат в условиях сложности реализации модели совместного использования инфраструктуры.
Анализ существующих, находящихся на разных этапах реализации MVNO-проектов в России, планируемых, закрытых и "замороженных" проектов показал, что наиболее "жизнеспособными" MVNO являются проекты, запущенные телекоммуникационными компаниями внутри групп компаний (МТС, "МегаФон").
Крупнейшим MVNO в России является Yota с абонентской базой около 1,7 млн на конец 2015 г. и рыночной долей 78 % по числу абонентов. К другим крупным проектам относятся "Алло Инкогнито", МГТС, SIM-SIM, Matrix Mobile и Aiva Mobile (см. рисунок).
Характерной особенностью российского рынка MVNO с точки зрения целевой аудитории является отсутствие операторов-дискаунтеров (ниша занята Tele2) и нишевых MVNO, ориентированных на различные социальные и возрастные группы (ниша занята сотовыми операторами).
К 2020 г. ситуация существенно не изменится: абонентская база всех MVNO составит 2% от общей абонентской базы сотовых операторов или порядка 5 млн абонентов. Причины столь незначительного прироста в том, что на рынок влияет слишком много сдерживающих факторов.
Во-первых, сами операторы не слишком заинтересованы в появлении новых виртуальных операторов, так как это может усложнить и без того не самую простую конкурентную ситуацию. "Как следствие, потенциальным независимым MVNOв России сложно и чаще всего просто невозможно договориться с сотовыми операторами о предоставлении в аренду сотовой инфраструктуры", — комментируют аналитики.
Не упрощает ситуацию и неготовность нормативно-правовой базы. В частности, законодательно не определены условия для деятельности MVNA — агрегаторов, которые могли бы выступать посредниками небольших виртуальных операторов в коммерческих соглашениях с операторами мобильной связи для получения более выгодных условий за счет эффекта масштаба.
Кроме того, для запуска крупных MVNO-проектов "полного цикла" необходимы большие капитальные затраты, так как реализовывать модель совместного использования инфраструктуры в нашей стране сложно.
В России остаются перспективными такие направления, как dataMVNO (особенно в международном роуминге), этнические MVNO, проекты для крупных корпораций; пакетные предложения операторов фиксированной связи, включающие мобильную связь; в среднесрочной и долгосрочной перспективе — проекты в области IoT.
По мнению экспертов, на данном этапе модель виртуальных операторов может быть интересна сотовым операторам, которые находятся в роли "догоняющих", и провайдерам других услуг, которые хотят монетизировать существующую абонентскую базу (интернет-провайдеры, банки и пр.). Однако сам рынок MVNO находится в состоянии трансформации: потенциальным виртуальным операторам уже нужно взаимодействовать не с операторами мобильной связи, а с такими игроками, как, например, Apple или Google. Классический рынок MVNO фактически умирает, на смену ему идет другая технологическая и бизнес-модель с использованием встроенных SIM-карт (SIM-чипов, eSIM), которые предустановлены в абонентские устройства и позволяют динамически выбирать оператора с наилучшим в данной локации покрытием и тарифами.