В 2014 году вступили в силу изменения в закон "О связи", которыми устанавливается возможность подключения дополнительных услуг только при совершении абонентом действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление. Как следует из правил оказания услуг связи, идентифицировать абонента и его абонентскую станцию позволяет идентификационный модуль, его роль выполняет SIM-карта. В Роспотребнадзоре рассказали, что из-за этого первое требование — идентификация абонента — выполняется, однако что касается второго требования — достоверное установление волеизъявления, то его соблюдение оценить достаточно проблематично.
"В настоящее время единственным возможным выходом является оценка той информации, которая предоставляется до подключения услуги, с точки зрения полноты и достоверности. В случае если данная информация позволяла абоненту осознать платный характер услуги и оценить иные условия ее предоставления в соответствии с требованиями закона, это может свидетельствовать о достоверном установлении волеизъявления абонента на подключение услуги", — говорится в докладе по защите прав потребителей, подготовленном Роспотребнадзором.
Но даже полнота предоставленной информации не всегда говорит о том, что абонент ее прочитал. Например, вся информация может быть убрана под ссылку, а абоненту на экран будет выведено сообщение, что для подключения услуги, надо нажать на кнопку "Ок". При этом абонент не застрахован от того, что эта кнопка будет нажата им случайно или подключить платные услуги может вирус, которым заражен смартфон пользователя.
"В данном случае факт активации услуги с надлежаще идентифицированного в сети подвижной связи устройства и факт предоставления полной информации об услуге в месте ее активации, например, на каком-либо сайте фактически лишают абонента и надзорные органы возможности доказать факт нарушения прав потребителей, поскольку формально требования закона оператором при этом соблюдены. Факт не вполне добросовестных действий, направленных на продвижение услуги, или факт распространения вредоносного программного обеспечения практически недоказуем", — отмечают в докладе представители Роспотребнадзора.
В связи с этим они предлагают дополнить закон "О связи" положениями, которые установят конкретный порядок волеизъявления абонента на получение дополнительной услуги.
"При этом способ установления волеизъявления лица на подключение услуги должен гарантировать исключение совершения абонентом случайных действий, а также снизить риски злоупотреблений и недобросовестных действий со стороны операторов и их контрагентов с целью продвижения контентных услуг", — отмечается в документе.
В пресс-службе Роспотребнадзора не уточнили, каким способом можно реализовать их инициативу, но отметили, что массового характера жалобы на случайные подписки не носят.
— Роспотребнадзор готов в случае внесения профильным министерством изменений в закон "О связи" принять участие в разработке предложений, призванных защитить пользователей от случайных подписок контентной услуги, — пояснили в пресс-службе Роспотребнадзора.
Директора департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи Михаил Быковский рассказал, что вопрос о необходимости дополнительного регулирования в данной области должен решаться с учетом существующей, в том числе судебной практики применения к операторам мер воздействия за нарушение указанных требований закона "О связи".
— В случае если существующие нормы на практике не работают, возможно, стоит говорить об усилении ответственности за их неисполнение, — говорит Быковский.
В 2014 году вступили в силу еще одни поправки в закон "О связи". Согласно которым оператор связи на основании обращения абонента обязан создать ему отдельный лицевой счет для оплаты контентных услуг, оказываемых сторонними компаниями. С этого счета невозможно списать деньги в долг. Если не открыть дополнительный лицевой счет, то деньги за контент-услуги будут по-прежнему списываться с основного лицевого счета абонента. И именно эти меры должны были помочь искоренить проблему подключения к разным услугам. Но немногие пользователи знают о такой возможности, а следовательно, не подключили ее себе.
Независимый юрист Антон Богатов уверен, что Роспотребнадзор подошел к решению проблемы не с той стороны.
— Есть два способа решить проблему. Первый — подключение таким образом услуг — это мошенничество. Надо возбуждать дела и довести несколько до суда. Причем привлекать надо как оператора связи, так и провайдера контент-услуг, — считает Антон Богатов. — Второй способ — надо сделать так, чтобы инициатива заключения договора исходила от клиента, то есть не мне предлагают подписать каким-либо действием конкретный договор, а я прошу заключить со мной договор. Надо, чтобы инициатива исходила от меня как от абонента. Каким способом — это вопрос другой. Например, можно заполнить электронную форму договора. Случайно форму такую не заполнить. Да, это сложная процедура и продажи услуг снизятся до минимума, но это будет справедливо.
Официальный представитель МТС Дмитрий Солодовников рассказал, что в их компании максимально прозрачно организовали процесс подписок на платные сервисы, что исключает возможность неосознанной подписки. Он также отметил, что в МТС ввели ряд мер по защите пользователей от потери денег от вирусов. Например, в 2015 году появилась возможность выявлять в сети зараженные вредоносами мобильные устройства и предупреждать об этом абонентов. Пользователи таких устройств при попытке выхода в интернет автоматически переправляются на страницу, которая информирует об угрозе заражения с предложением бесплатно установить антивирусную программу.
Официальный представитель "ВымпелКома" Анна Айбашева отметила, что их компания информирует абонентов на всех стадиях использования сервиса контент-провайдера, в частности, внедрены сервисы SMS-информирования о стоимости услуги до ее активации, подтверждение заказа сервиса, услуга SMS-чек, которая оповещает абонентов после заказа услуги о стоимости и способах отключения.