Некогда крупнейшая американская интернет-компания Yahoo, которая в конце 90-х отказалась покупать стартап под названием Google за 1 млн долларов ввиду его бесперспективности, теперь продана по стоимости интернет-проекта средней руки. Как неумелый менеджмент на протяжении последних 20 лет системно разрушал компанию, разбирался Sostav.ru
Созданная в 1995 году компания Yahoo до конца 90-х оставалась главным пионером интернет-индустрии и автором многих революционных проектов. Стоит лишь вспомнить, что в 97-99 гг. она выпустила первый бесплатный почтовый сервис, первой создала массовый онлайн-мессенджер (Yahoo Messenger) и специализированный сервис для геймеров (Yahoo Games). В общем, наметила тренд на диверсификацию сервисных онлайн-услуг, по которому развивались интернет-компании по всему миру вплоть до настоящего времени.
При всей своей инновационности компанию, как и многих интернет-гигантов того времени, подводила деловая хватка: опять же, показательна история с только что запустившимся в 1998 г. поисковиком Google, в который компания отказалась вложить смешные деньги, так навсегда и оставшись на задворках поискового бизнеса. Но самым серьезным испытанием для нее стал крах дот-комов в 2000 г., когда стоимость ценной бумаги Yahoo за год упала с $118 до $8,11 за акцию. Тем не менее, в отличие от многих других компаний, ей удалось сохраниться.
Следующие 15 лет компания вяло теряла позиции на рынке, повторяя архитипичные ошибки всех "падших" интернет-гигантов: не уделяла должного внимание инновациям, не инвестируя в те технологии, которые "выстрелят", и наоборот, инвестируя огромные средства в откровенно провальные проекты.
При этом ей удавалось периодически вывести на рынок удачные сервисы, например, фотосервис Flickr. Это отчасти смягчало падение, но на ситуацию кардинально не влияло. Кроме того, некоторый рост обеспечивало сотрудничество с другими онлайн-площадками: в 2005 г. Yahoo купила 43% китайского интернет-ритейлера Alibaba (в 2012 г. китайцы выкупили половину пакета обратно), а в 2006 г. заключила стратегический маркетинговый альянс с eBay. Поэтому практически все 2000-е компания продолжала наращивать выручку.
Ситуация стала резко ухудшаться вместе с наступлением мирового экономического кризиса 2008 г. В этот год корпорация Microsoft предложила купить Yahoo за $44 млрд., но согласие не было достигнуто. С тех пор выручка компании неумолимо падала, достигнув вскоре отрицательных значений баланса. В первом полугодии 2016 г. убыток Yahoo превысил $500 млн. Именно в таком печальном положении ее продали Verizon за $4,8 млрд. (без учета стоимости доли в Alibaba).
По иронии судьбы, именно такую сумму за Google владельцы Yahoo отказались заплатить в 2002 г. Сейчас капитализация Google - крупнейшей на сегодняшний день интернет-компании - составляет более $530 млрд., увеличившись за год почти на четверть. Так что же такого плохого произошло с пионером интернета, что он растерял все свои позиции? Эксперты винят неумелую, а зачастую и откровенно вредительскую политику высшего руководства компании, которая достигла своего апогея с приходом последнего гендиректора.
Справедливости ради стоит отметить, что гендиректора Yahoo отличались неадекватностью и до прихода Мариссы Мейер. Например, её предшественник Скотт Томпсон был экстренно уволен со своего поста из-за лживых сведений, указанных в резюме. Один из инвесторов Yahoo выяснил, что Томпсон не обладает нужными знаниями для работы в IT-компании и на самом деле имеет образование бухгалтера. Это, впрочем, не помешало ему проработать несколько месяцев гендиректором Yahoo с годовой зарплатой в $27 млн.
Поэтому на Мейер, бывшего вице-президента Google, инвесторы возлагали большие надежды, которых она не оправдала за 4 года работы. Её бизнес-решения ставили в тупик инвесторов - например, одним из её первых решений был запрет на удалённую работу, распространённую во многих интернет-компаниях. Также инвесторов удивляли проводимые ей сделки: ресурс Tumblr без какого-либо намека на монетизацию она купила за фантастическую сумму - $1,1 млрд., что на порядок превышает оценку экспертов.
Из-за её своеобразного стиля руководства компанию покинули ведущие сотрудники, включая главу маркетинга. Иногда её поведение граничило с абсурдом: например, как-то раз она организовала большую встречу крупнейших рекламодателей и рекламных холдингов и попросту проспала её. Разумеется, инвесторы впоследствии припомнили ей это оскорбление.
Несмотря на то, что Yahoo продолжает оставаться в пятерке самых популярных интернет-ресурсов (данные Alexa, июнь 2016 г.), а в пуле ее ресурсов есть весьма популярные сервисы, компания была обречена с таким "потрясающим" руководством, которое, кажется, совершило все возможные ошибки. В итоге компания была продана за сумму, вдвое меньшую, чем рынок оценивает сервис вызова такси Uber.
Дальнейшая судьба Yahoo предрешена и не вызывает особого восторга. Покупатель - телеком-оператор Verizon - планирует объединить компанию с ещё одним аутсайдером интернет-рынка - компанией AOL, которую купил в прошлом году за $4,4 млрд. Остаётся надеяться, что объединение будет проходить уже под руководством новой команды.
Судьба Мариссы Мейер в компании остается неясной, хотя многие эксперты предрекли ей скорую отставку. Сама Мейер заявила, что планирует остаться в Yahoo. В любом случае она не останется в накладе: случае ее увольнения "золотой парашют" по ее контракту составит $54,9 млн.
О положении дел в компании красноречиво говорят два графика: один отражает снижение доходов компании, а другой демонстрирует положение на рынке США.