Голосовые вызовы в мессенджерах, по убеждению многих, являются одним из самых надежных методов защиты от прослушки, перехвата и прочих неприятностей. Почему пользователи предпочитают общаться с помощью Viber, FaceTime и WhatsApp и действительно ли такие звонки безопасны — в материале "Газеты.Ru".
Начавшийся с текстовых сообщений тренд на безопасные коммуникации затронул и "голос". В 2016 году о применении end-to-end-шифрования в голосовых вызовах объявили WhatsApp, Viber и ICQ. Для обеспечения защищенных звонков в 2014 году был запущен мессенджер Signal. Также два года назад о наличии шифрования в сервисе FaceTime заявляли и в компании Apple.
Одно из некогда популярных решений в этой области — Skype — ввел защиту "голоса" еще в конце нулевых, что огорчило западные спецслужбы.
Тем не менее, как отмечает в разговоре с "Газетой.Ru" редактор MForum Analytics, эксперт в области телекоммуникаций Алексей Бойко, переход абонентов на IP-телефонию и видеосвязь вызван прежде всего удобством использования и ценой. Фактически клиенту того или иного оператора необходимо заплатить только за пакет интернет-трафика, который все чаще является безлимитным.
Спикер допускает, что для некоторого процента пользователей важна именно приватность, но, безусловно, не для большинства. Такое же мнение высказал в беседе с "Газетой.Ru" и генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. По его мнению, число абонентов, переходящих на сервисные решения из-за заботы о конфиденциальности, не превышает 10%.
В целом эксперты на рынке сходятся в том, что интернет-сервисы действительно дают более высокий уровень конфиденциальности разговоров, нежели обычная мобильная связь.
Напомним, что операторы, согласно российскому законодательству, обязаны установить на свои сети СОРМ-1, позволяющую правоохранительным органам получить доступ к любому разговору. В 2014 году власти обеспокоились данными, которые передаются в сети, обязав провайдеров установить так называемую СОРМ-3. Благодаря системе разговор, представляющий собой информацию в цифровом формате, остается у оператора. Однако из-за кодирования разобраться в этом пакете данных, как и что именно говорил пользователь, а в какой момент он смотрел картинки с котиками, для правоохранителей остается тяжелоосуществимой задачей.
"В то же время не стоит переоценивать защищенность международных мессенджеров, она не равна 100%, а от некоторых сервисов у спецслужб различных стран, вероятно, есть пресловутые "ключи", — предупреждает Бойко.
Основатель "Общества защиты интернета" Леонид Волков рассказал "Газете.Ru", что не сталкивался с конкретными случаями прослушек голосовых вызовов в Skype, Viber или WhatsApp.
По его словам, люди, уделяющие приватности повышенное внимание, предпочитают FaceTime. Но он затруднился ответить, чем именно обусловлен такой выбор: вкусовыми предпочтениями или же действительно мощной защитой самого сервиса.
Также Волков сообщил, что теоретически мессенджеры с поддержкой звонков нельзя считать полностью безопасными, но от теоретической уязвимости до практических перехватов лежит огромный путь.
"В первую очередь потому, что есть куда более простые пути получения информации: подсадить трояна, который будет снимать "голос" на устройстве", — поясняет IT-специалист.
Собеседник издания полагает, что такой способ в несколько раз эффективнее и дешевле. Об установке зловредного ПО на пользовательское устройство предупредил в разговоре с "Газетой.Ru" и эксперт компании ESET Russia Вячеслав Железняков.
При этом, по его мнению, данные, передаваемые через интернет, проще перехватывать, нежели в сетях операторов.
"Там есть много возможных точек подключения: в локальной сети, через общедоступный Wi-Fi, у провайдеров и т.п. Для этого не нужно дорогостоящее оборудование — достаточно обычного компьютера или планшета с хакерским софтом", — отметил спикер.
Но если используется стойкое шифрование, то, даже перехватив трафик, злоумышленник не сможет его "прослушать", продолжает Железняков.
Невозможность добраться спецслужбам до содержания вызовов, организованных с помощью интернет-соединения, может являться раздражителем для властей. Кусков назвал отсутствие СОРМ в коммуникационных сервисах проблемой с точки зрения государства.
Аналитик прогнозирует, что в дальнейшем будут идти "бои" между законодателями совместно с правоохранительными органами и владельцами мессенджеров для налаживания "сотрудничества".
Спикер не уверен, можно ли считать попыткой подчинить спецслужбам Skype, Viber и WhatsApp принятие "пакета Яровой", так как по-прежнему непонятно, каким образом будет работать закон и какие сведения по нему нужны ФСБ. Само ведомство на прошлой неделе заявило, что в рамках документа нет необходимости в обязательной сертификации средств шифрования в интернете.
Волков и вовсе назвал "пакет Яровой" бредом. "По нему будет писаться и храниться еще больше трафика, и, следовательно, будет еще сложнее найти в нем что-то ценное", — добавил эксперт.
Труднопредсказуемое будущее
Колоссальный рост популярности приложений с поддержкой голосовых вызовов во всем мире обусловлен, как и в прочих случаях с инновационными продуктами, развитием гаджетов и высокоскоростного мобильного интернета (3G и LTE).
После перехода российских операторов на пакетную модель предоставления своих классических услуг экономия от звонков через Skype или Viber стала сходить на нет. Но благодаря повсеместному распространению смартфонов и Wi-Fi-подключения остались комфортное использование приложений и возможность без лишних сложностей позвонить при поездке в другие страны.
Одним из последних трендов на рынке стало активное распространение видеоконтента. Явление не обошло стороной и сегмент коммуникационных интернет-сервисов. Так, по данным ICQ, почти 59% звонящих пользователей общаются по видеосвязи.
Бойко и Кусков считают, что в России трудно предсказывать будущее не только "голосовых" сервисов, но и любых других телеком-продуктов.
"У нас слишком высока вероятность политических решений, которые могут влиять на данный рынок", — предсказывает аналитик MForum.
Но спикер успокаивает: если не возникнет форс-мажоров, то можно не сомневаться в дальнейшем росте популярности различных международных мессенджеров в силу их глобальности и удобства реализации.
В перспективе ближайшего года власти могут разработать поправки к закону "О связи", которые будут регулировать деятельность интернет-сервисов. В частности, о такой возможности ранее заявлял руководитель Роскомнадзора Александр Жаров.
В подготовке юридических норм, которые коснутся работы голосовых вызовов в сети, могут быть заинтересованы и телеком-корпорации.
"У операторов связи России мало рычагов, которые бы позволили им удержать абонентов голосовых услуг и SMS. Если они не задействуют свое лобби, чтобы добиться от регуляторов рынка прямых запретов на действия конкурентов, то у них мало шансов", — заявил Бойко.
В то же время у компаний есть возможность работать в рамках сотрудничества с сервисами, получая от них долю в доходах в обмен на настройки сети, добавил эксперт.
Манипуляции с пропускной мощностью канала и скоростью передачи данных могут, наоборот, стать попыткой шантажа со стороны операторов, полагает Кусков. Но одна компания, по мнению аналитика, не сможет изменить ситуацию, а в случае сговора операторов подключится ФАС.