Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Онлайн-магазины в России получат особый закон, особую платежную систему и особый арбитраж


24.03.2017

Онлайн-магазины в России получат особый закон, особую платежную систему и особый арбитраж

Стратегия развития электронной торговли до 2025 года

В распоряжении СМИ оказался проект Стратегии развития электронной торговли на 2017-2018 г.г. и в период до 2025 г., подготовленный Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ). Документ на этой неделе рассматривался на заседании рабочей группы при Минпромторге и был в целом одобрен, говорят в АКИТ.

Электронная торговля в России в 2015 г. составила 760 млрд руб. в массовом сегменте (B2C) и $550 млрд в корпоративном (B2B) и государственном (B2G) сегментах. Авторы документа считают необходимым помочь развиваться отрасли электронной торговли. Российским компаниям необходимо обеспечить равные права с иностранными участниками рынка электронной торговли. Необходимы также законодательные изменения, направленные на установление "единых правил игры" и борьбу с недобросовестными игроками.

Трансграничная опасность и нерегулируемые агрегаторы

В АКИТ предупреждают об опасном росте трансграничной торговли, объем которой за последние шесть лет увеличился в 15 раз и составил в 2016 г. 320 млрд руб. В 2016 г. иностранцы смогли занять 35% российского рынка интернет-продаж. Это происходит в связи с тем, что иностранные интернет-торговцы не платят налоги в России и практически освобождены от уплаты таможенных пошлин (порог беспошлинного ввоза составляет 1 тыс. евро).

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что даже российским компаниям становится выгоднее создавать юридические лица за рубежом и оттуда продавать товары россиянам. Документ предполагает введение инструмента налогообложения иностранных интернет-магазинов, продающих товары россиянам. Ранее такую инициативу одобрил Президент России Владимир Путин.

Кроме того АКИТ считает необходимым отрегулировать деятельность товарных агрегаторов (в частности, "Яндекс.Маркет"). Агрегаторы снижают порог входа на рынок электронной торговли, и далеко не всегда размещают верную и актуальную информацию о продавцах, что "превращает их в гарантированный канал сбыта продукции от нарушающих законодательство интернет-магазинов".

Правительство уже разработало и внесло в Госдуму законопроект, вводящий ответственность для агрегаторов за размещаемую ими информацию о продаваемых товарах.

Открытая и закрытая информация

Информацию, передаваемую участниками электронной торговли, следует разделить на открытую и закрытую. Для открытых данных должен быть разработан единый формат и перечень необходимым данных. Предлагается разработать меры по идентификации интернет-магазинов - сейчас порядка 30% торговых площадок не размещают на своих сайтах актуальную информацию о себе.

Также на международном уровне Российская Федерация должна сообщать своим зарубежным партнерам о применяемых в России форматах открытых данных - это необходимо для равноправия при трансграничной торговле. Для обработки открытой информации предлагается стимулировать разработку отечественных технологий "больших данных" (big data).

Авторы документа считают, что электронная торговля нуждается в законодательном регулировании, в том числе в виде принятия отдельного закона. В частности, необходимо законодательно уточнить понятие электронной сделки и требований к ее содержанию (перечень необходимых реквизитов, порядок изменения и расторжения договоров и т.д.). Отдельно следует отрегулировать оферты, создаваемые автоматическими системами, в том числе порядок отзыва акцепта на такого рода оферты из-за ошибки системы или пользователя.

Отдельного законодательного регулирования требует и электронный документооборот, применяемый в электронной торговле. В том числе необходимо обеспечить признание в России электронных подписей, выданных за рубежом - это требуется для оформления сделок в трансграничной торговли. Необходимо также отдельное регулирование для электронных торговых площадок и создание специального реестра для них.

Борьба с контрафактом и защита прав потребителей

Число жалоб на интернет-торговлю растет: если с 2012 г. по 2016 г. число покупок в интернет-магазинах увеличилось в 2,2 раза, то число поступивших в Роспотребнадзор жалоб на интернет-магазины за этот период выросло в 5,5 раз. В связи с этим следует усилить работу по защите прав потребителей, в частности, установить единые правила возврата товаров, приобретенных в интернете и в обычной рознице.

Также следует развиваться механизмы досудебного разрешения споров и онлайн-арбитража в электронной торговле, разработать Этический кодекс в сегменте B2B и обеспечить возможность создания участниками рынка саморегулируемой организации.

Большой проблемой является продажа через интернет контрафактной продукции: в зависимости от категории ее доля варьируется от 5% до 30%. Сейчас магазины с такого рода продукцией могут блокироваться Роскомнадзором только по решениям судов, на них также может накладываться административный штраф в размере до 300 тыс. руб. Предлагается разработать более эффективные механизмы блокировки интернет-магазинов контрафактной продукции и их зеркал, а также упростить процедуру нотариального оформления доказательств по соответствующим делам.

В то же время необходимо снять ограничения на дистанционные продажи отдельных видов продукции. Сейчас полностью запрещена продажа в интернете алкоголя, лекарственных препаратов и биологически активных добавок (БАД). Также из-за законодательных коллизий существуют проблемы с продажами ювелирных украшений и продуктов питания.

B2B-платежи без участия банков

Также следует стимулировать развитие безналичных платежей в электронной торговле. В массовом сегменте интернет-магазины следует обязать предоставлять возможность безналичной оплаты покупателям. В сегменте B2B предлагается дать возможность юридическим лицам делать платежи, минуя банки: предлагается использовать специальные платежные карты с возможностью выбора валюты платежей, что обеспечит проведение платежей с минимальными комиссиями и отсутствием "двойной конвертации" валюты. Для этого Центробанк должен будет проработать вопрос создания соответствующей платежной системы.

Среди других предлагаемых мер значится развитие логистической инфраструктуры (в том числе с привлечением "Почты России" и проведения аукционов логистических услуг), создание процедуры возврата товара в B2B-сегменте и упрощение процедур экспорта через интернет. В рамках последнего пункта предлагается реализация принципа "одного окна" для предпринимателей, продающих свои товары заграницу, а также создание интеллектуальных лингвистических систем для снятия языкового барьера.

Что ожидается по итогам реализации стратегии

По итогам реализации заложенных в стратегию мероприятий доля российских интернет-магазинов в общем объеме российской интернет-торговли должна вырасти с 71% в 2015 г. до 80% в 2019 г. Объем дополнительных поступлений в бюджет от трансграничной торговли за данный период вырастет с 80 млн руб. до 60 млрд руб., число зарегистрированных в России интернет-магазинов вырастет с 40 тыс. до 80 тыс., число экспортеров среди субъектов малого и среднего предпринимательства увеличится с 280 до 900.

В то же время доля контрафактной продукции снизится с 30% до 10%, а количество правонарушений в сфере интернет-торговли уменьшится с 480 тыс. до 380 тыс. Объем дистанционных продаж продуктов питания в общем обороте продовольственных товаров в России вырастет 0,11% до 2%, у ювелирных изделий аналогичный показатель вырастет с 2,8% до 6%. Доля легальных дистанционных продаж фармацевтических препаратов в общем обороте фармацевтической продукции в 2019 г. составит 6%, у алкогольной продукции аналогичный показатель составит 3%, у БАДов - 8%.

Участвовавший в проходившем в Минпромторге обсуждении этой стратегии президент Национальной ассоциации участников дистанционной торговли Александр Иванов говорит, что документ в целом был поддержан. Однако в него в дальнейшем будут вноситься изменения с целью замены мер запретительного характера на меры экономического стимулирования.

 

Cnews