В России ведется разработка новой операционной системы для гражданской авиации под рабочим названием JetOS. Система разрабатывается Государственным научно-исследовательским институтом авиационных систем (ГосНИИАС) с привлечением сторонних подрядчиков. Заказчиком выступил Минпромторг. Об этом сообщают "Известия" со ссылкой на собственные источники.
Создание новой ОС ведется для защиты российских разработок в сфере авиации от возможных санкций. На данный момент в гражданских самолетах используется ряд зарубежных ОС (MACS2, LynxOS-178, VxWorks 653, PikeOS). По словам ученых, задействованных в разработке JetOS, использование иностранного ПО вызывает определенные трудности, например, ограниченные возможности модификации, использования процессоров и необходимость лицензионных отчислений зарубежным разработчикам.
По словам ученых, рабочий прототип системы уже существует и находится на стадии тестирования и отладки. Сертификационный пакет планируется получить к 2019 году. Если раньше в самолетах было множество систем, подключенных к отдельным вычислительным компьютерам, то теперь все системы будут подключены к единственному компьютеру со множеством различных датчиков для определения параметров полета, пояснил эксперт Олег Пантелеев. Управлять всем будут центральный процессор и ОС, взаимодействующая с несколькими стандартными блоками, которые можно будет легко заменить для последующего обновления оборудования.
Первым самолетом, который получит новую ОС, будет пассажирский лайнер МС-21.