Стратегия "Ростелекома" на 2018–2022 годы, утвержденная его советом директоров, предполагает "переход к платформенной бизнес-модели" по примеру таких компаний, как Amazon, Apple, Google, Alibaba, Facebook, AirBnB, Uber и других, следует из материалов оператора к презентации стратегии для инвесторов, на которые ссылается РБК.
Речь идет о создании платформ, обеспечивающих взаимодействие клиентов разных типов и партнеров с помощью API (application programming interface — интерфейс прикладного программирования). В качестве примеров в презентации приводятся платформы для "умного" дома, "умной" одежды, цифрового здравоохранения, промышленного Интернета, дронов и другие. В России по такой модели, например, работает "ВКонтакте".
В последние годы доходы от телефонии начали снижаться, и "Ростелеком" стал искать альтернативные ниши. По итогам 2017 года оператор обслуживал 19,1 млн абонентов фиксированной телефонии, 12,7 млн пользователей широкополосного доступа, 9,8 млн — платного телевидения.
Выручка "Ростелекома" в 2017 году — 305,3 млрд руб. На новые услуги в целом приходилось 48% выручки. Согласно предыдущей стратегии компании к 2020 году доля должна была вырасти до 60%. Однако, как говорил президент "Ростелекома" Михаил Осеевский в интервью РБК, за прошедшие годы изменились внешние условия, появились новые цифровые сервисы и технологии, поэтому потребовалось принимать новую пятилетнюю стратегию, в том числе с учетом утвержденной федеральной программы цифровой экономики.
Новая стратегия "Ростелекома" также предполагает усиление присутствия компании на рынке ИT-услуг в условиях стагнации рынка телекоммуникаций. К ИT-услугам "Ростелеком" отнес ИT-интеграцию, "умные" города, информационную безопасность, платное телевидение, игры, Интернет вещей, облачные услуги, центры обработки данных.
Развитие онлайн-игр и видеокоммуникаций в ближайшее время приведет к увеличению трафика в расчете на одно домохозяйство в два раза, что потребует от "Ростелекома" расширения магистральной сети. В материалах компании указано, что средние пользовательские скорости к 2022 году должны вырасти на 30–40%, до 18 Мбит/с для частных пользователей и 14 Мбит/с для бизнеса.
Соотношение капитальных затрат к выручке в ближайшие годы может незначительно вырасти, но к 2022-му снизится до уровня 17% (в 2017 году оно составляло 18,2%). Выручка "Ростелекома" к этому сроку должна превысить 375 млрд руб.
В "Ростелекоме" отказались комментировать эту информацию до официальной презентации стратегии.