Компания Yandex (владелец российского "Яндекса") раскрыла данные о совершенных в 2017 г. сделках. В частности, компания сообщила параметры совершенной в декабре 2017 г. покупки сервиса доставки еды Foodfox.
Сделка была осуществлена путем покупки "Яндексом" офшора Deloam Managment. Сумма сделки составила 595 млн руб. Из этой суммы в момент покупки было выплачено 541 млн руб.
Оставшиеся 54 млн руб являются отложенными обязательствами. Эта сумма будет выплачена "Яндексом" в течение года после совершения сделки в случае выполнения ряда условий.
Отмечается, что отложенные обязательства будут выплачены не только в адрес бывших владельцев Foodfox, но и в адрес кредиторов приобретенной компании, конвертировавших имевшиеся перед ними долги.
Сколько убытков получил Foodfox
Foodfox - премиальный сервис доставки еды из ресторанов, основанный в 2016 г. В том же году сервис привлек от фонда Target Global и сооснователей онлайн-ритейлера Lamoda Флориана Янсена и Нильса Тонзена $1 млн. В 2017 г. сервис привлек еще $5 млн от Target Global и других инвесторов.
Из данных, опубликованных Yandex, следует, что Foodfox в 2017 г. заработал 104 млн руб., при этом чистый убыток компании составил 409 млн руб.
Слияние Foodfox и UberEats
"Яндекс" осуществлял покупки Foodfox через свою "дочку" "Яндекс.Такси". К тому моменту "Яндекс.Такси" находился в процессе слияния с другим агрегатором такси - Uber.
В объединенной компании "Яндекс" получил 59,3% акций, Uber - 36,6%. Еще 4,1% получил менеджмент объединенной компании.
"Яндекс" обязался вложить в объединенную компанию $100 млн, Uber - $225 млн. В объединенную компанию войдут операции "Яндекс.Такси" и Uber в России, Армении, Казахстане, Грузии, Азербайджане и Белоруссии.
В объединенную компанию вошел и принадлежавший Uber сервис доставки еды Uber.Eats. Позднее "Яндекс" объединил сервисы Foodfox и UberEats под брендом "Яндекс.Еда". Данный сервис стал частью все той же объединенной компании.
Каких агрегаторов доставки еды покупал Mail.ru Group
Аналитик ИК "Финам" Леонид Делицын считает, что сумма в 595 млн руб., которую "Яндекс" заплатил за Foodfox, выглядит весьма небольшой. Это при том, что "Яндекс" совершал данную сделку в спешке и вполне мог переплатить за приобретаемую компанию.
Весь российский рынок доставки еды Делицин оценивает в 10 млрд руб. - речь идет о выручке соответствующих агрегаторов без учета доставляемой ими еды.
Конкурент "Яндекса" Mail.ru Group также активно инвестирует в агрегаторов доставки еды. В 2016 г. холдинг приобрел 40% в сервисе "Фудмейт".
Затем был приобретен сервис Delivery Club за $100 млн. Далее Mail.ru Group приобрел за $18 млн 90% долю в сервисе Zakazaka, увеличив тем самым свою долю до 100%.