Бабанин Роман, Компания Порт-22
Предлагаю разобраться с предпосылками к продаже бизнеса (если, конечно, это не теневые доходы от продажи трафика). Зачем продавать бизнес, если он исправно работает?
Как я лично вижу, основные причины продажи бизнеса:
Сеть - это непрофильный актив (основной бизнес компании никак не связан с ИТ вообще и сетями в частности). Здесь все достаточно понятно - сеть была изначально создана как объект продажи.
Сеть - убыточный или малорентабельный бизнес, средств на развитие недостаточно и учредители вынуждены его продать. Хотя в этом случае реализации можно избежать - привлечь стратегического инвестора. В этом случае удастся сохранить даже контроль над бизнесом.
У владельца пропал интерес к развитию данного направления. Этот вариант отличается от других тем, что при этом продается скорее всего "непонятно что" (сеть перестает финансироваться задолго до принятия решения о продаже). При этом меньше всего шансов продать бизнес.
Понятно что результат во многом зависит от цены, которую ставит продавец. Обычно она определяется так: "Стоимость имущества с учетом амортизации + стоимость абонентской базы + личный интерес". При переговорах с покупателем в 99,99% случаев она делится на как минимум на два. Потому что ни один инвестор не купит Ваш бизнес за ту сумму, за которую Вы хотите его продать. Это закон рынка.
Стоимость уменьшается за счет следующих факторов: Во-первых, готовую структуру покупателю еще придется доводить "под себя", что связано с большими издержками, а иногда и вообще невозможно. Это не просто "проложил канал до купленной сети и начал отбивать вложения" - нужны весьма серьезные издержки.
Во-вторых, существует множество подводных камней: начиная от переоформления прав собственности (кому выгодно продвигать 5-10 малоузнаваемых брендов, когда есть один с высоким уровнем узнаваемости?) до перезаключения договоров с пользователями, а это издержки.
Затраты на продвижение нескольких брендов, на мой взгляд, оправданы в случае, если у продуктов можно провести четкую сегментацию. К примеру, FMCG-продукты делятся на премиальные, экономные и т.д. (пример: соки, подсолнечное масло).
Более того, конечные пользователи не особо жалуют подобные смены провайдера (новая форма оплаты, новая система статистики и прочий дискомфорт).
Таким образом, дополнительные расходы на интеграцию сети могут в десятки раз превысить стоимость самой сети. А значит, купленная сеть гораздо дольше окупается, чем сеть построенная "с нуля". Многих это останавливает.
Несомненно, некоторая тенденция к укрупнению игроков на этом рынке есть. Но рынок еще далеко не насыщен, поэтому пока рано говорить о массовой скупке - большинство провайдеров расширяются не за счет слияний и поглощений, хотя есть и типичные "покупатели".
В данный момент по Москве активно занимается покупками готовых сетей холдинг NetByNet. При этом они покупают операторов от 2-3 тысяч абонентов и более, даже на этапе своего становления поглотили полулегального оператора, купив фактически только абонентскую базу.
При этом купленные операторы объединяются в холдинг с целью дальнейшем перепродажи (деньги на покупку взяты у фонда Fairlie Investent). Если Корбине подключение одного абонента обходится в 100 долларов США, то NetByNet тратит на одного абонента от 200 до 400 долларов США, а затем еще несколько сотен тысяч долларов на модернизацию сети и интеграцию ее в холдинг. Вот такая математика.
Объясняется все просто: в мелкого провайдера (пусть даже в легального) придется вкладывать гораздо больше, чем в крупного в перерасчете, скажем, на одного пользователя. Это связано с в первую очередь с управленческими и операционными издержками Бизнеса. При этом сам NetByNet занимает пятое место на рынке или менее 5% рынка (по оценкам аналитиков, в том числе и аналитиков нашей компании), у него порядка 30 тысяч абонентов.
Через 2-3 года холдинг будет поглощен кем-нибудь из лидеров рынка, под кого и подстраивается весь холдинг, к примеру Центел или Комкор, а то и АФК "Система". Получается, что NetByNet занимается аутсорсингом. Главное - не накупить слишком много, иначе продать холдинг будет сложно - число возможных покупателей сокращается пропорционально расширению NetByNet.
Есть сети, в очередь за которыми встанут все (внедрили методы ITIL в отношении службы техподдержки, операционные издержки бизнеса малы и многие другие факторы), но они не продаются, потому что приносят прибыль - бизнес работает.