Владельцы крупнейших российских кабельных сетей компании «Система Масс-Медиа», «Нафта-Москва» и «Ренова-медиа» ведут переговоры с владельцами зарубежных телеканалов о создании в России совместных предприятий. Сейчас переговоры ведутся с News Corporation, HBO Production и другими крупнейшими игроками на мировом рынке кабельного телевидения. Участники российского рынка считают, что создание совместного предприятия выгодно обеим сторонам: оно снижает риски телеканала при входе на новый рынок и существенно сокращает расходы кабельных сетей на получение права трансляции зарубежного телеканала. Эксперты сомневаются, что такая модель будет работать.
На днях о планах трех крупнейших российских владельцев кабельных сетей заявил вице-президент компании DELTA PrivateEquityPartners Александр Лупачев. По его словам, кабельные операторы собираются внедрять модель крупнейшего в США кабельного оператора TCI, который использовал свой контроль над кабельной системой для приобретения многих кабельных каналов. TCI приобрела значительную долю в Discovery, QVC, Fox, Sports Net, Сourt TV и др. При этом свои активы компания консолидировала в предприятие Liberty Media, капитализация которого сейчас составляет около 30 млрд. долл. «Сейчас договор телеканала с кабельными сетями о трансляции имеет краткосрочный жизненный цикл, а совместное предприятие открывает для них большие перспективы, – говорит г-н Лупачев. – Также для телеканала это снижает риски при входе на российский рынок за счет того, что дает гарантию по доходам и срокам сотрудничества с кабельной сетью».
По оценкам экспертов, сейчас в среднем один крупный западный телеканал тратит на вход в российский рынок около 5 млн. долл. Эти деньги уходят на адаптацию контента и технической базы к российским условиям. По замыслу российских кабельных операторов эту сумму могли бы разделить между собой телеканал и кабельная сеть, которая взяла бы на себя работу по адаптации контента. По словам первого заместителя генерального директора «Системы Масс-Медиа» (владелец «Объединенных кабельных сетей») Николая Репина, компания сейчас работает с консультантами западных компаний, пытаясь предложить свое партнерство. «Владельцы телеканалов заинтересованы в партнерстве с крупным игроком на российском рынке, так как оно снижает риски при вхождении телеканала на рынок», – говорит г-н Репин. Ведение переговоров не отрицают и в представительстве зарубежных телеканалов. «Мы сейчас ведем переговоры со всеми участниками рынка и были бы заинтересованы в совместных проектах в России», – говорит Яна Ладжу, генеральный директор компании News Media, которая управляет медийными активами News Corp в России.
Тем не менее эксперты и участники рынка сомневаются, что создание подобных совместных предприятий осуществимо в России. «Популярные зарубежные каналы как раз не очень-то стремятся создавать совместные предприятия с российскими партнерами, – говорит Генеральный директор компании «Телко Медиа» Максим Калинин. – С точки зрения экономики тут все неоднозначно, так как себестоимость создания контента в рамках совместного предприятия значительно повысится по сравнению с себестоимостью контента, создаваемого за рубежом владельцем бренда. Это может иметь смысл с другой точки зрения, если российская сторона будет владеть 51% или более акций в совместном предприятии, что даст право телеканалу согласно закону о СМИ подать заявку на регистрацию СМИ и/или получение вещательной лицензии». С ним соглашается Исполнительный директор Ассоциации кабельного телевидения России Сергей Столярчук. «Говорить об этом пока преждевременно, – отмечает он. – Сначала кабельные сети должны завершить процесс консолидации и увеличить количество абонентов. Сейчас российский рынок не так интересен для западных телеканалов. Об этом говорит тот факт, что крупнейший производитель кабельного контента HBO Productions не работает в России».
Вестник АКТР