Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Технологический симбиоз


07.11.2006

Технологический симбиоз

Петербургский рынок кабельного телевидения – на переходном этапе развития. Игроки пока активно развиваются за счет дополнительных, нетелевизионных сервисов

Рынок кабельного телевидения (КТВ) в Петербурге развивается уже более 15 лет. По сути, он появился даже раньше, чем полноценный рынок телевидения эфирного. Общенациональные каналы только-только усваивали такие новые понятия, как рейтинг и рекламный бюджет, а в парадных уже висели листовки с предложениями подключиться к районным кабельным телекомпаниям. Рынок этот, впрочем, уже тогда сложился как слишком локализованный: кабельные операторы обслуживали небольшие кварталы, развивались медленно, транслируя главным образом нелегальную видеопродукцию. К началу нового века мало что изменилось. Компании продолжали работать на немодернизированном оборудовании, а вместо видеосетки столь же нелегально использовали сигнал спутниковых каналов.

Последние два года (и особенно этот год) стали для рынка прорывными. Во-первых, в кабельные сети пришли первые крупные инвестиции. Во-вторых, кабельные компании благодаря растущему спросу на широкополосный Интернет нашли для себя стабильную финансовую подпитку на телекоммуникационном рынке. Выгодное сочетание двух компетенций – поставщиков телевизионного контента и одновременно провайдеров телекоммуникационных услуг – позволяет кабельным операторам уверенно смотреть в будущее.

Рост ввысь

По данным исследовательской компании "Гортис", сегодня в Петербурге и Ленобласти действует около 30 операторов услуг кабельного телевидения, из них к числу крупных можно отнести 12?15 компаний. При этом весь город охватывают только сети лидера рынка, телекомпании "Санкт-Петербургское кабельное телевидение" (ТКТ) – на нее приходится 70% всех кабельных сетей. Остальные операторы работают, как правило, на локальной территории, охватывающей один или несколько административных районов города.

Состав нынешних игроков петербургского рынка КТВ сформировался не так давно, на волне технологических изменений. Операторы, работавшие в 1990?е годы, использовали коаксиальные сети, которые могли передавать сигнал на ограниченное расстояние. В конце 1990?х в нашем городе появилась новая технология построения сетей – гибридная. Технология сделала кабельный бизнес более привлекательным: во-первых, она сняла территориальное ограничение (теперь оператор мог передавать сигнал на любое расстояние), а во-вторых, кабельная сеть стала мультисервисной – могла предоставлять сразу несколько услуг. Эти два фактора послужили хорошим стимулом для прихода на рынок новых игроков: большинство действующих сейчас компаний появилось в конце 1990?х – начале 2000?х.

Но рынок оставался очень локализованным. Последние пять лет ситуацию на нем можно было определить как статичную: теоретической возможностью охватить своей сетью весь город никто из местных операторов так и не воспользовался, максимальная зона охвата составила не более двух районов. Конкуренция в масштабах города отсутствовала, ежегодный рост рынка не превышал 5%. Причины недостаточной активности локальных операторов объективны. Кабельные компании изначально не располагали крупными средствами, и основным источником инвестиций для них была собственная прибыль. В этих условиях операторы сделали ставку на иные стратегии роста. "Можно расти географически, а можно расти, что называется, ввысь, – говорит генеральный директор кабельной компании „Аврора" Юрий Осипов. – У нас компания небольшая, поэтому для нас всегда был важнее рост качественный, сервисный, чем освоение новых территорий. Мы вводим новые услуги, новые каналы и за счет этого получаем клиентов".

Последние пять лет не был заметен и лидер рынка – ТКТ, компания занималась реконструкцией антенно-кабельного хозяйства, ранее принадлежавшего городу. С этой компанией связаны первые крупные инвестиции в кабельную инфраструктуру. В прошлом году инвестиционный фонд "Ланкдэйл", принадлежащий холдингу "Базовый элемент" Олега Дерипаски, сосредоточил в своих руках 50% компании "Национальные кабельные сети" (НКС), главным активом которой является ТКТ. Пока основной игрок активно инвестировал в модернизацию сетей, локальные операторы получили шанс захватить свою долю рынка. Сделать это можно было только с помощью "роста ввысь" – внедрения и развития помимо основной услуги дополнительных сервисов.

Главный козырь – Интернет

Услугой-локомотивом стал доступ в Интернет. Несмотря на то что на этом рынке были сильны "карточные" операторы и домашние сети, а "Вэб Плас" успешно продвигал широкополосный доступ по технологии ADSL, кабельщики сразу воспользовались теми преимуществами, которые у них появились в связи с новыми технологическими возможностями.

Основное преимущество доступа в Интернет от кабельных операторов перед ADSL-технологией – скорость. Максимальная скорость по технологии ADSL составляет 8 Мбит/с, но только при наличии новейших телефонных линий, которых в городе пока нет. В то же время кабельные операторы могут обеспечивать по своим каналам скорость до 100 Мбит/с. Пока такого показателя они не достигают: резкое повышение скорости связано с нагрузкой на инфраструктуру, и для увеличения пропускной способности сети необходимо ставить дополнительные оптические узлы. Кабельщики в этом вопросе ориентируются на потребности рынка, поэтому такие шаги – вопрос времени. "Сейчас самые распространенные скорости – 128 и 256, и мы можем себе позволить устанавливать на них цены ниже, чем у ADSL и домашних сетей. Мы начнем повышать скорость, как только потребует рынок. Это будет связано с некоторыми расходами на инфраструктуру, и мы ждем, когда спрос на быстрый Интернет сможет оправдать эти расходы", – говорит Алексей Кузнецов, начальник отдела маркетинга кабельной компании "Катрина".

У кабельщиков есть преимущества и перед игроками рынка домашних сетей, где в основном представлены небольшие операторы, которые обслуживают в лучшем случае несколько домов. "Пока многие домовые сети номинально составляют конкуренцию рынку с точки зрения большей гибкости тарифной политики. Однако на практике не стоит забывать о том, что такая „гибкость" зачастую обеспечивается за счет отсутствия должного качества сервисного обслуживания. Кроме того, может возникнуть множество вопросов относительно легитимности работы подобных „мелких" домашних сетей", – говорит Виктор Пинчук, генеральный директор ТКТ.

При этом, так же, как и домашние сети, кабельные операторы предоставляют своим абонентам доступ ко внутренней сети, где размещаются игровые и файловые порталы. Популярность таких услуг растет в связи с легализацией контента в российском Интернете. В результате сейчас значительная часть кабельных компаний предоставляют наряду с телевизионным контентом доступ в Интернет (лидер – услуга "Твой Интернет" от ТКТ; к концу года компания будет обслуживать уже около 15 тыс. интернет-абонентов). Фактически они сделали серьезную ставку на интернет-услугу, начинают продвигать ее не как дополнительную и второстепенную, а уже наравне с основной – телевизионной. Это вписывается в мировую тенденцию развития рынка широкополосного доступа. Более того, кабельные операторы почти везде занимают лидирующие позиции на "домашнем" интернет-рынке.

Говорить и наблюдать

Помимо интернет-доступа есть перспективные сервисы, которые кабельные операторы уже готовы предложить абонентам. Например, IP-телефония. Эта услуга позволяет значительно сэкономить на междугородных переговорах. Более всего распространены три модели реализации IP-телефонии: по карточкам, Интернету и кабельному модему. Вариант с карточками не очень удобен – процесс дозвона длинный и сложный, – но он лучше всего подходит для тех, кто пользуется услугой редко. IP-телефония по Интернету подразумевает, что контактирующие абоненты находятся за компьютером, – это тоже не совсем удобно (хотя для активных интернет-пользователей, возможно, самый лучший вариант). Преимущества IP-телефонии по кабельному модему существенны для тех, кто регулярно пользуется междугородной связью и при этом не хочет быть связан с компьютером. Пока предсказать темпы развития IP-телефонии по кабельному модему сложно, но важно отметить, что операторы технически готовы к внедрению новой услуги и следят за конъюнктурой рынка.

Популярность может завоевать домовое видеонаблюдение на основе кабельной инфраструктуры: абонент по одному из каналов видит картинку, поступающую с камер, установленных в подъезде, на парковке или, например, у детской площадки. Причем развитие программного обеспечения привело к тому, что видеонаблюдение стало "интеллектуальным" – система реагирует на заданное движение, отслеживает номера машин, и количество таких функций постоянно растет. Учитывая все большее распространение ТСЖ, которые стремятся обеспечить своих участников максимальным спектром услуг, видеонаблюдение имеет хорошие перспективы развития. Но, как говорят участники рынка, существуют правовые аспекты, которые мешают полномасштабному внедрению услуги. "Мы пока заморозили эксперимент с видеонаблюдением, чтобы осмотреться. Будем надеяться, что скоро появится соответствующая нормативная база", – говорит Осипов.

Изменить суть

Главный фактор, который всегда стимулировал рынок КТВ, – это новые технологии. Пять лет назад основное влияние на рынок оказала гибридная технология построения сетей. Сегодня такой технологией является цифровое вещание. Дело в том, что передача аналогового сигнала в частотном диапазоне КТВ может обеспечить без потери качества трансляцию 40?45 каналов (столько транслируют почти все операторы). Переход на "цифру" увеличит это количество в четыре раза. Сейчас единственная компания, которая внедрила цифровое вещание, – ТКТ. Остальные операторы тоже имеют такую возможность, но пока присматриваются к опыту конкурента. Выжидательная позиция, которую они заняли, объясняется не только желанием учиться на ошибках первопроходцев. Нужно учитывать, что, во-первых, для всеобщего перехода на "цифру" еще не готова инфраструктура – подавляющее большинство телевизионных приемников являются аналоговыми, поэтому для просмотра цифрового канала на каждый телевизор необходим декодер, стоимость которого составляет 8?10 тыс. рублей. Во-вторых, сами потребители не готовы – спрос на две сотни каналов пока не сформирован. И поэтому ТКТ, обладая технической возможностью, не торопится резко увеличивать количество контента; сейчас оператор транслирует 30 каналов.

Есть и "политические" нюансы. Резкое увеличение платных каналов негативно скажется на рекламном бизнесе. "Со стороны рекламных компаний заметно серьезное лобби, которое препятствует широкому внедрению цифрового вещания, – говорит Алексей Кузнецов. – Действительно, этот бизнес сильно изменится, ведь люди предпочтут каналы без рекламы, то есть платное кабельное телевидение. Однако в любом случае переход на „цифру" –  вопрос времени".

Владислав Курсаков, исполнительный директор компании "Теликс", говоря о будущем, видит еще более перспективную технологию – сети передачи данных: "Способ передачи телесигнала по кабельной сети имеет локальную природу – абонент привязан к определенному оператору и выбирает только из тех каналов, которые оператор предлагает. Кроме того, абонент не может добиться у оператора включения канала, который пользуется маленьким спросом. А сеть передачи данных имеет глобальную природу – абонент может купить контент прямо у производителя". Квартира абонента кабельной сети связана с магистральной оптоволоконной линией коаксиальным кабелем, домашней сети – витой парой. В сетях передачи данных такая связь реализуется на оптоволокне, а это означает фантастическую по сегодняшним меркам скорость – около 1 Гбит/с. Владислав Курсаков говорит о том, что широкое распространение этой технологии – перспектива ближайших десяти лет. В таком случае велика вероятность того, что операторы перепрыгнут через одну технологическую ступень, то есть перейдут от аналогового кабельного вещания сразу к сетям передачи данных без "промежуточной ступени" цифрового ТВ.

Все сформируется

Сейчас именно тот самый этап, когда кабельные операторы, осознавая все свои возможные преимущества, определяются со стратегией развития на ближайшие годы. Недавно заметно активизировалась компания "ТКТ", серьезно инвестировав в маркетинговую политику. По городу была запущена рекламная кампания услуг "Твое ТВ" и "Твой Интернет", которую сложно было не заметить. Момент для запуска выбран не случайно: ТКТ почти завершила модернизацию своих сетей, поэтому появилась возможность направить значительные ресурсы на рекламу.

Районные операторы пока относятся к маркетинговым инициативам лидера рынка спокойно и полагают, что ситуация "на местах" вряд ли изменится. Компании делают ставку на свое главное конкурентное преимущество – близость к клиенту. "У нас нет такого шквала заявок, как у ТКТ, – говорит Юрий Осипов. – Поэтому наши техники и механики располагают временем, чтобы пообщаться с клиентами, выяснить их пожелания".

В связи с активизацией ТКТ конкуренция на местах станет заметнее. Темпы освоения районными операторами новых территорий могут увеличиться. Если раньше основной упор делался на технологии, то теперь, значительно продвинувшись в этом направлении, многие из них сконцентрируются на расширении зон охвата. Сейчас у всех игроков рынка есть свои преимущества: у ТКТ – раскрученные бренды и общегородская известность, у остальных операторов – близость к клиенту и прочные позиции в своих районах. При этом рынок остается достаточно емким и новых клиентов, за которых ведется основная борьба, хватит на всех; до переманивания абонентов дело пока не дошло.

При этом все участники рынка сходятся во мнении, что 30 операторов – слишком много для одного города. Со временем число игроков сократится. Рост числа абонентов КТВ привлечет новые инвестиции в отрасль, как петербургские, так и московские, поэтому череда слияний и поглощений не за горами. Скорее всего, это вопрос ближайших двух-трех лет.

 

Федор Есипович
Эксперт Северо-Запад
tv-digest.ru