Заработать на обычной сотовой связи становится все труднее. По данным исследовательской фирмы ACM-Consulting, к началу октября 2006 года количество активных SIM-карт в России составляло 101,2% от численности населения страны. При этом среднемесячный доход на одного абонента (ARPU) в российских сотовых сетях едва превышает $6. По темпам ежегодного прироста даже межрегиональные компании "Связьинвеста" догнали операторов мобильной связи.
По оценкам некоторых экспертов, в 2007 году "свободные" абоненты закончатся. В Москве и Санкт-Петербурге по состоянию на 1 ноября 2006 года на 100 жителей приходилось по 153 и 136 SIM-карт соответственно.
Через год проникновение сотовой связи достигнет своего пика и в регионах. Например, в Приморском крае на сегодняшний день на руках у жителей 1 млн. 800 тыс. SIM-карт. За месяц в Приморье, в целом, к четырем работающим на этой территории операторам подключается не менее 60 тысяч абонентов. Такими темпами к концу текущего года количество вновь подключенных абонентов достигнет порядка 720 тысяч, а уровень проникновения сотовой связи - 140%. Эксперты предсказывают, что в этой точке динамика роста подключений будет приостановлена..
Куда податься
Сотовые компании ищут места в СНГ и технологии для расширения своего бизнеса. Однако в последнее время и там нет предложений о продаже активов. А если и есть, то требуют серьезных инвестиций. В этом случае показательна сделка "Вымпелкома", который купил 90% акций армянского оператора "Арментел" за 341 млн евро с принятием его долгов на сумму в 40 млн евро.
Зона охвата: "Вымпелком" имеет дочерние компании в шести странах СНГ, МТС – в четырех, "МегаФон" - пока в одном Таджикистане.
Но есть и иной путь - остаться в России и сосредоточить усилия на строительстве здесь сети 3G. В условиях насыщения рынка сотовой связи в России "Вымпелком" намерен сконцентрироваться на сегменте высокодоходных абонентов. Объясняя это тем, что ему нужна более качественная абонентская база.
Замминистра информтехнологий и связи РФ Дмитрий Милованцев считает, что сотовая связь в сегодняшнем виде не только не имеет перспектив роста, но, напротив, будет нещадно вытесняться с рынка технологиями широкополосного беспроводного доступа.
Так, с появлением технологий Wi-Fi и WiMAX в фиксированных сетях стали появляться те же услуги, что и в сотовых. Более высокие скорости позволяют игрокам рынка фиксированной связи переигрывать сотовых операторов в цифровом телевещании, высокоскоростной передаче данных или доступе в Интернет.
Милованцев подчеркивает, что сотовую связь можно заменить уже практически везде: на работе и дома за счет фиксированных сетей, а в общественных местах – за счет массово распространившейся технологии WiMAX. Поэтому у сотовых операторов остается один выход – развивать сервисы более сложные, чем голосовая связь, дающая им сегодня 80% дохода. В противном случае их ждет неминуемая потеря доли рынка.
Однако эксперты телекоммуникационного рынка придерживаются другого мнения. Главное преимущество сотовых операторов - безпроводное передвижение в дороге.
Действительно, в мире получает широкое распространение технология WiMAX. В России частоты на их использование получают в основном операторы фиксированной связи, в то время как мобильные операторы не могут выйти на эти технологии, пока у них будут лицензии на WiMAX, отмечает аналитик ИК "Атон" Надежда Голубева. "Я бы не сказала, что операторы фиксированной связи конкурируют с сотовыми. Это больше вопрос технологий, а не вопрос конкуренции компаний, потому что WiMAX в некоторой степени конкурирует с GSM", - уточняет она.
Несмотря на некоторое снижение падения роста абонентов за предыдущий месяц, по прогнозам аналитика, акции сотовых компаний "большой тройки" обладают потенциалом роста в краткосрочной перспективе.