По оценкам iKS-Consulting, в 2005 г. объем рынка платного телевидения составил $360 млн, а в 2006 г. достигнет $450 млн. 31% этих денег достается оператору спутникового телевидения "НТВ-Плюс", 21% — "Нафта-Москва", 11% — АФК "Система", 3% — "Ренова-Медиа". Основные активы, охват и число абонентов компаний указаны в таблице на этой же странице.
Строители сетей
"Система", "Ренова-Медиа" и "Нафта-Москва" заплатили, по сути, за абонентскую базу, считает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. Сами сети, по ее словам, особенно в регионах, устаревшие и не в состоянии пропускать современный контент и давать полноценный доступ в Интернет. Эти активы требуют инвестиций в модернизацию — $30-50 на одного абонента. "Мостелекому" модернизация обойдется дороже, поскольку ему придется демонтировать старую сеть и строить новую — это около $250 млн", — говорит Толмачева.
Вернуть вложенный в сети миллиард быстро не получится. Сейчас операторы зарабатывают в первую очередь на Интернете. У "Национальных кабельных сетей" (НКС) ARPU (средний месячный доход с абонента) по платному телевидению колеблется в районе $2,5-3, а по Интернету — $20, рассказал источник, близкий к компании. У "Комкор-ТВ", по данным MoscowCableСom, телевизионный ARPU около $10, а если абонент пользуется не только телевидением, но и Интернетом — $22. ARPU "Стрим-ТВ" по итогам I квартала 2006 г. — $22,3 (значительная часть абонентов покупает платные каналы в пакете с доступом в Интернет).
Для сравнения: американскому кабельному оператору Comcast один пользователь приносит почти $100 в месяц (а всего их 22,4 млн).
Что показывают
Сейчас абоненты большинства кабельных сетей могут смотреть около 100 каналов, в основном зарубежных, переводных. Это познавательные каналы семейства Discovery, National Geographic; детские — Jetix и Nickelodeon; новостные — Euronews, BBC, CNN, Bloomberg; музыкальные — MTV, MCM, VH, Mezzo; спортивные — Eurosport, Extrem Sport и др. Российских каналов немного: эфирные, "Рамблер-телесеть", "РБК-ТВ", "Русский экстрим", A-one, "Ретро-ТВ", "Охота и рыбалка", "Драйв", "Здоровое ТВ", "Усадьба" и др.
По оценке iKS-Consulting, российские каналы обходятся операторам в 3-5 евроцентов с абонента в месяц, иностранные — до 12 евроцентов. Крупные операторы предпочитают договариваться с правообладателями напрямую. "У нас большой опыт работы с правообладателями и хорошая абонентская база, поэтому мы работаем на вполне привлекательных условиях", — признается директор по маркетингу НКС Борис Вергун. Мелкие пользуются услугами посредников. По словам Андрея Степанова, советника гендиректора "Синтерры", которая собирается стать таким посредником, региональным операторам трудно самим договариваться с правообладателем: из-за небольшого размера абонентской базы тот либо не захочет иметь с ними дела, либо предложит контент по несоизмеримо высоким ценам.
Что покажут
Владельцы сетей и сами занялись производством каналов. Телеканал, объясняет главный продюсер компании "Новый выбор" Дарья Рыжкова, — это совокупность программ и заставок, которые производитель закупает или делает сам, а потом объединяет в единое целое. Телеканал должен вещать 365 дней в году, 18 или 24 часа в сутки, минимальный размер премьерного блока (то, что впервые показывается на этом канале) не может быть меньше 730 часов в год (потом его можно повторять).
Первой из "большой тройки" кабельного рынка производить каналы стала "Система". В активе ее медийного подразделения "Система Масс Медиа" (СММ) уже пять тематических каналов — "Ретро-ТВ", "Охота и рыбалка", "Драйв", "Здоровое ТВ", "Усадьба". Они транслируются абонентам "Стрим" по интернет-телевидению (IPTV) в Москве; региональные сети, принадлежащие СММ и работающие под брендом "Стрим-ТВ", тоже могут закупать эти каналы.
Во сколько обходится "Системе" производство, в компании не уточняют. По словам представителя "МТУ-Интел", который торгует этими каналами, разброс цифр велик: $2-10 млн в зависимости от стоимости контента. "Сейчас наши каналы убыточны, но по бизнес-плану должны выйти на окупаемость уже во второй половине будущего года", — надеется собеседник "Ведомостей". Чтобы компенсировать затраты, компания рассматривает возможность размещения рекламы. "Имеется в виду не прямая реклама в виде роликов, а "контекстная", в виде спонсирования рубрик или передач, product placement и проч., поясняет представитель "МТУ-Интел".
"Нафта-Москва" в начале года совместно с Delta Private Equity Fund также создала структуру для производства контента — уже упомянутую выше компанию "Новый выбор", которая запустила два своих канала: "Совершенно секретно" и "Парк развлечений". Инвестиции в "Новый выбор" составили несколько миллионов долларов, а их возврат планируется в течение 3-5 лет, говорит гендиректор компании Александр Камынин. Производство канала, по его словам, обходится в $0,6-2 млн. "Запуская проект по производству контента, — рассказывает Камынин, — мы понимали, что у нас уже есть потенциал для распространения каналов — абоненты НКС". Но "Новый выбор", по его словам, готов продавать свои каналы и другим операторам.
На рынке ходят устойчивые слухи, что создать компанию по производству телеканалов планирует и "Ренова-Медиа". Но директор департамента общественных связей компании Антон Сергеев их не подтверждает.
Таким образом, по крайней мере две из трех компаний, инвестировавших в кабельные активы, сейчас строят вертикально-интегрированные холдинги. "Они хотят контролировать как можно больший участок цепочки создания стоимости", — объясняет аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина. По ее мнению, чтобы быть конкурентоспособными, операторам придется заключить соглашения со всеми ведущими производителями каналов и программ. А для того чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество, предоставлять еще и эксклюзив собственного производства. В 2007 г., после завершения консолидации активов, компании сосредоточатся на маркетинге, что приведет к всплеску спроса на платное телевидение в конце 2007-2008 гг. и резкому росту доходов и прибыльности, считает она.
mforum.ru