Поправки касаются экспертизы объектов связи и процедуры регистрации сетей в органах Россвязьнадзора. Поправки вызвали повышенный интерес операторов. Как выяснил ComNews, большинство спорных моментов ко 2-му чтению, ожидающемуся в ближайшие дни, из законопроекта исчезли. Об изменениях в документе и их сути репортеру ComNews рассказал председатель думского подкомитета по электросвязи Максим Коробов.
- Максим Леонидович! Поправка к закону "О связи", внесенная депутатом Владимиром Горбачевым и принятая в 1-ом чтении, вызвала большой резонанс среди операторов. В чем суть предлагаемых изменений?
- Хочу отметить, что все недовольства, высказанные операторами, касались документа в 1-ом чтении. Ко второму чтению этот законопроект был существенно доработан - на основе заключения Главного правового управления президента РФ, а также отзывов Правительства и заинтересованных комитетов Госдумы (в т.ч. Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям).
Сразу хочу опровергнуть утверждение о том, что предлагается регистрация сетей у частных структур - это не так! Не нужно смешивать два понятия: экспертиза системного проекта и регистрация сети. Экспертизу действительно предлагается передать в руки частных структур, получивших соответствующую аккредитацию, а вот регистрация сетей - это исключительная прерогатива Россвязьнадзора.
- Что изменилось ко 2-му чтению?
- В 1-ом чтении из документа следовало, что регистрации подлежит любая сеть, даже если она состоит, например, из одной базовой станции. Но ко 2-му чтению мы учли практику, сложившуюся в отрасли - по установлению предельных значений, после которых нужно регистрировать сеть. К примеру, для сети местной телефонной связи обязательство по регистрации возникает при превышении емкости, например, в 3000 номеров, то есть сети меньшей емкости не подлежат регистрации. А вот экспертизу должны проходить все проекты. Поясню, почему, на примере. Несколько лет назад в Великобритании смогли "положить" сразу несколько сотовых сетей с помощью SMS-спама всего лишь с одного сервера. Для того чтобы избегать подобных проблем, требуется экспертиза всех проектов без исключения.
- Это единственный резон для создания обязательной экспертизы?
- Конечно, нет. Экспертиза нужна и для удовлетворения требований спецпотребителей услуг связи. Статья 51.1 закона "О связи", добавленная в середине 2006 года, говорит о том, что правительство может назначать операторов связи для оказания услуг спецпотребителям по представлению регулятора. Но для того, чтобы это делать, регулятор должен иметь четкое представление о том, что из себя представляют все действующие сети связи.
- Какие еще изменения претерпел законопроект ко 2-му чтению?
- Чтобы защитить рынок, мы ввели кроме понятия минимальной монтируемой емкости, превышение которой обязывает оператора связи пройти процедуру регистрации сети, понятие минимального значения изменения монтированной емкости сети связи, которое защищает операторов от необходимости перерегистрировать сеть при добавлении небольшого количества элементов. Ведь сейчас оператор, стоит ему добавить одну плату в коммутатор, обязан идти в органы надзора и заново сдавать всю сеть. Мы предлагаем способ ухода от этой практики. Продолжая пример с сетью местной телефонии, при начальном предельном значении 3000 номеров последующие предельные значения (или, попросту говоря, шаг) устанавливаются на уровне, например, 1000 номеров. То есть при расширении сети с 3000 номеров до 3100, 3200, ... 3999 номеров ничего перерегистрировать по новой не нужно. И лишь после перехода порога емкости в 4000 номеров требуется перерегистрация сети. Другой пример - по домовым сетям широкополосного доступа. При пропускной способности магистральной сети (идущей к дому) менее, например, 10 Мбит/с регистрации не требуется, а шаг (последующее предельное значение), требующий новой сдачи объекта, может быть установлен на уровне 100 Мбит/с.
- Для чего вообще нужна смена процедуры экспертизы и сдачи объектов связи?
- Поясню снова на конкретном примере. Сейчас "ТрансТелеКом" сдает сеть МГ/МН-связи, которая насчитывает несколько сотен объектов (в т.ч. 4 МН-коммутатора, 7 МГ-коммутаторов, 88 узлов доступа, а также биллинговые системы, системы управления и проч.). Каждый из объектов принимается комиссией с участием Россвязьнадзора. А по новым, предлагаемым нами, правилам этой компании достаточно было бы пройти в коммерческой организации экспертизу проекта, а потом вводить в эксплуатацию каждый узел сети простым приказом гендиректора. После ввода всех объектов "ТрансТелеКом" должен будет лишь направить заявление о регистрации построенной сети в Россвязьнадзор.
Еще один важнейший момент: ко 2-му чтению установлен предельный срок рассмотрения заявки на сдачу сети связи органам надзора (т.е. регистрации) - всего 10 дней. А ведь до сих пор на это уходили месяцы, а работа оператора без разрешения на эксплуатацию не позволяла ему амортизировать оборудование и вообще ставила под сомнение законность его деятельности.
- Какая польза от экспертизы?
Сегодня свод отраслевого законодательства - это уже многотомник. А с 1 января 2007 г. Градостроительный кодекс отменяет все виды экспертизы, кроме градостроительной, а также лицензирование проектирования. Если при этом не сохранить экспертизу сетей связи, то инвесторы в телекоммуникационную отрасль могу попасть в неприятную ситуацию. Допустим, инвестор вкладывает средства в сеть, но в течение двух лет (как это установлено законом о защите прав юридических лиц при проведении государственного надзора) Россвязьнадзор может найти то или иное несоответствие сети обязательным нормам. В итоге деятельность оператора с момента начала оказания услуг может быть признана незаконной. Экспертиза защищает инвесторов от подобных ситуаций, ведь органы надзора будут регистрировать сеть связи только после получения оператором положительного заключения экспертизы - опытной команды профессионалов, разбирающейся в тонкостях отраслевого регулирования.
- Ранее Вы говорили о необходимости ввести технологически нейтральное регулирование. Эти идеи нашли отражение в новых поправках?
- Да, закон с поправками будет это обеспечивать. Сейчас, стоит на принятой в эксплуатацию сети заменить, скажем, маршрутизатор Cisco на маршрутизатор Bay Networks с точно такими же параметрами, требуется снова сдавать объект Россвязьнадзору. Сегодня ведь проекты делаются под конкретного производителя! Закон в новом виде вводит технологически нейтральное регулирование - если величины, характеризующие технологические возможности оборудования, одни и те же, то можно использовать оборудование любого производителя.