Аналитики рейтингового агентства Fitch заявляют о том, что потенциальная аудитория услуг широкополосного доступа в Интернет в России составляет до 10% населения. В реальности услугой охвачено всего 1,5% жителей страны. Однако занять перспективную нишу операторам в ближайшее время не удастся, считают аналитики. Основным препятствием являются административные барьеры, нехватка средств для строительства сетей и недостаточно гибкая ценовая политика самих операторов.
Региональный рынок широкополосного доступа в Интернет (ШПД) станет в текущем году одним из наиболее бурно развивающихся сегментов российских телекоммуникаций. Как заявил вчера директор корпоративной аналитической группы Fitch Ratings Николай Лукашевич, уровень проникновения ШПД в России может вырасти с нынешних примерно 1,5 до 10%, если операторы смогут обеспечить население необходимыми сервисами. По его словам, в 2007 году на рынке ШПД будет происходить взрывной рост, операторы станут скупать мелких конкурентов, но при этом сохранится жесткая ценовая конкуренция.
Вчера же с оптимистичными прогнозами по поводу рынка ШПД и российского телекоммуникационного рынка в целом выступила компания "Ренессанс Капитал". По ее данным, доходы российского сектора телекоммуникаций в 2006 году составили 25 млрд против 20 млрд долл. годом ранее. В 2007 году оборот российского телекоммуникационного рынка может достигнуть 31 млрд, а к 2010 - около 37,5 млрд долл. В частности, рост будет обеспечиваться увеличением спроса и предложения на таких рынках, как широкополосный доступ в Интернет, платное ТВ и мобильный контент.
Впрочем, не все отраслевые эксперты столь оптимистичны. По мнению аналитика iKS-Consulting Константина Анкилова, региональные операторы просто не смогут быстро обеспечить доступ к новым услугам большому количеству абонентов. "В теории проникновение ШПД в российских регионах может и превысить 10%, - говорит он, - соответствующий спрос действительно есть. С другой стороны, никто из местных операторов не выдержит такого резкого скачка в объеме абонентской базы. Развитие рынка ШПД тормозится нехваткой у операторов средств для строительства сетей, а также недостаточно гибкой тарифной политикой основных игроков регионального рынка. К примеру, в регионах практически нигде нет реально привлекательных безлимитных планов, а именно введение дешевой "безлимитки" привело к тому, что ШПД стал массовой услугой в Москве".
Гендиректор "Корбины Телеком" Александр Малис также не считает достижения региональных операторов выдающимися, но видит в этом перспективу для своей компании. "Я считаю, что региональный рынок ШПД существенно изменится самое раннее через два года и во многом благодаря нашей экспансии за пределы Москвы, - говорит он. - Пока я не вижу для местных игроков возможности совершить какой-то серьезный прорыв, в первую очередь из-за того, что строительству и расширению сетей в регионах препятствуют административные барьеры".
Свои "региональные" амбиции есть и у "Комстар ОТС". "Компания связывает большие планы с регионами, причем в первую очередь в сегменте передачи данных и доступа в Интернет, - пояснила РБК daily руководитель службы по связям с общественностью "Комстара" Юлия Ясиновская. - Стратегия нашего развития - создание сетей NGN, обеспечивающих передачу по единому каналу голоса и данных".