Средства массовой информации, предоставляемые клиенту бесплатно или очень дешево, разумеется, не изобретение последних лет. Эфирное телевидение и радио в разных странах много лет финансировались из государственного бюджета, а уж бесплатными газетами, издаваемыми на деньги рекламодателей, сейчас вообще никого не удивишь. Но интернет расширяет сферу применения этого принципа: теперь бесплатно можно поговорить по телефону, поиграть в режиме online, посмотреть видеоклипы, и даже сам доступ к глобальной сети можно теперь получить бесплатно, пишет E-Commerce Times.
Вместе с тем, ряд компаний потеряли надежду получить прибыль, продавая подписку на свои материалы, и полностью открывают доступ к ресурсам, надеясь привлечь как можно больше читателей и заработать на рекламе. Специалисты считают, что бизнес-модель тем больше имеет шансов на успех, чем она ближе к естественному поведению рядового потребителя. Поэтому "бесплатный" продукт или услуга с показом рекламы становится все более обычным делом на просторах глобальной сети. Аналитики исследовательской компании Zenith Optimedia прогнозируют увеличение рынка интернет-рекламы в текущем году до 31 млрд. долл., против 10 млрд. долл. в 2002 году.
Следует правда отметить, что пока доходы от платных услуг медиакомпаний в интернете превышают объем средств, полученных за демонстрацию рекламы в соотношении 944 млрд. долл. против 385 млрд. долларов. Но в последние годы наметилась тенденция замедления роста расходов потребителей на медиаконтент, получаемый из глобальной сети.
Оценив потенциал получения средств от рекламы в интернете, компании другого профиля также пробуют свои силы в этом направлении. Так, некоторые сотовые операторы, оказавшись в патовой ситуации из-за нежелания подписчиков платить даже небольшие суммы за видеоролики мобильного телевидения, планируют компенсировать свои затраты и все-таки привлечь клиентов, уменьшая плату и добавляя к исходному материалу рекламу. Некоторые специалисты считают, что 2007 год станет переломным с точки зрения использования рекламы в услугах сетей сотовой связи.
Вместе с тем, аналитики Forrester Research предупреждают, что необходим некоторый баланс между платными и "бесплатными" услугами, поскольку обилие рекламы серьезно утомляет нормального человека.