"Норильский никель" расширяет масштабы деятельности в Сибири. Вслед за Читинской областью компания собирается осваивать медные месторождения Республики Тыва
Cегодня самая обсуждаемая новость, касающаяся ОАО ГМК "Норильский никель", — это раздел бизнеса между владельцами контрольного пакета акций предприятия Владимиром Потаниным и Михаилом Прохоровым. За обсуждением этого события, которое, по мнению многих экспертов, не скажется негативно на деятельности самой стабильной российской компании (у "Норильского Никеля" сейчас самый высокий кредитный рейтинг среди российских частных компаний), остаются без внимания многие аспекты текущей деятельности предприятия.
В конце января появилась информация, по которой можно судить о том, что на Читинской области освоение сибирских медных месторождений "Норникелем" не закончится. Предприятие увеличивает масштабы своей деятельности в сибирском регионе — на очереди месторождения в Республике Тыва. Инвестиционные проекты компании могут радикально изменить жизнь сибирских территорий, перспективы развития которых раньше казались весьма туманными.
Идем на юго-восток
Лицензии на разработку комплекса полиметаллических месторождений на юго-востоке Читинской области, в которых сосредоточено 21% разведанных в России запасов меди и 28% — молибдена, были приобретены "Норильским Никелем" в 2005–2006 годах. Самой большой проблемой в их освоении стало отсутствие транспортной инфраструктуры. В конце 2006 года стало известно, что средства на ее строительство будут выделены из Инвестиционного фонда РФ, а в конце января 2007 года подписано соглашение между "Норникелем" и администрацией Читинской области о сотрудничестве в рамках частно-государственного инвестиционного проекта.
Строительство 375 км железной дороги будет финансироваться "Норильским Никелем" (800 млн рублей) и Инвестфондом (1,7 млрд рублей). Срок строительства — 2008–2013 годы.
После возведения железной дороги компания собирается вложить более 100 млрд рублей в освоение месторождений — Быстринского, Лугоканского, Култуминского, Солонеченского и Бугдаинского. В результате на юго-востоке Читинской области появится мощный горнорудный комплекс мощностью до 35,5 тыс. тонн руды в год, на котором будут работать порядка 70 тыс. человек. Создание транспортной инфраструктуры позволит отдаленному региону, находящемуся на границе с Китаем, включиться в единое пространство с Россией. Реализация проекта даст толчок освоению других месторождений полезных ископаемых и лесных ресурсов региона.
Медный синдром
В 2006 году внимание "Норильского Никеля" привлекли месторождения другого сибирского региона — Тывы. В декабре компания за 55 млн рублей приобрела на аукционе лицензию на разработку Ак-Сугского медно-молибденового месторождения в 260 км от города Кызыл, в труднодоступном Тоджинском районе Тывы. Запасы руды на этом месторождении составляют 805,2 млн тонн, меди — 4,2 млн тонн, молибдена — 114,7 тыс. тонн, золота — 125,7 тонн, серебра — 794,7 тонн. В конце января заместитель генерального директора ГМК "Норильский никель" Максим Финский заявил, что в течение двух–трех лет компания проведет комплексную доразведку Ак-Сугского месторождения с целью уточнения запасов. А тем временем "Норникель" намерен выиграть еще и аукцион по продаже лицензии на разработку Кызыл-Чадырского медно-молибденового месторождения в близлежащем к Кызылу Пий-Хемском районе Тывы.
Интерес к медным месторождениям легко объясним — медь занимает больше 50% в объемах производства предприятия. "Медь — это один из профильных металлов для "Норникеля", поэтому интерес компании к сибирским месторождениям вполне понятен, — говорит аналитик компании "БрокерКредитСервис" Вячеслав Жабин. — В 2006 году медь занимала четверть от прибыли "Норильского Никеля". Сейчас цена меди на рынке корректируется, поскольку были увеличены запасы, но в перспективе стоимость будет расти". Согласно оценочным данным, в 2006 году доля меди в структуре выручки компании составила 27%, в то время как по итогам 2005 года медь занимала 23%. По оценкам аналитиков, наибольшее увеличение выручки "Норникеля" в 2006 году получено как раз за счет меди (годовой отчет компании еще не опубликован).
По словам Вячеслава Жабина, целесообразность освоения того или иного месторождения зависит от сочетания многих факторов. "Например, от содержания металла в руде, от того, сколько стоит начать освоение месторождения, от наличия инфраструктуры, — комментирует он. — Поэтому "Норильский никель" запускает программу доразведки своих месторождений по всей России. В том числе будет проведена и доразведка месторождений в Республике Тыва".
Поэтому возможность возведения обогатительной фабрики на Ак-Сугском, а потом и на Кызыл-Чадырском месторождении в Тыве связана со строительством 459?километровой железной дороги Курагино-Кызыл. Стоимость этого проекта оценивается в 74,63 млрд рублей. Как заявил Максим Финский, компания готова участвовать в строительстве этой дороги, но только посредством проекта прокладки ветки в сторону месторождения. Таким образом, целесообразность освоения тывинских месторождений будет во многом зависеть от того, удастся ли "Норильскому Никелю" и чиновникам правительства Тывы убедить государство в необходимости инвестиций в инфраструктуру. Вопрос со строительством железнодорожной ветки Нарын–Лугокан фактически удалось решить в течение года — впервые об этой необходимости губернатор Читинской области Равиль Гениатулин заговорил с министром транспорта РФ Игорем Левитиным именно год назад. В случае с Тывой есть срок в два–три года, в течение которых будет вестись доразведка Ак-Сугского месторождения.