Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Бес проводов


12.03.2007

Бес проводов

За последние два года инвесторы вложили в кабельные активы полмиллиарда долларов. Удастся ли им "отбить" эти деньги?

 

Запереть абонента дома, усадить его перед телевизором, поставить рядом компьютер с выходом в Интернет и заставить часами болтать по телефону - вот идеальная картина глазами оператора. Передача голоса, данных и телекартинки по одному и тому же проводу получила название triple play. Причем потребителю, по сути, безразлично, по какому кабелю к нему в дом будет поступать "тройная услуга" - будет ли это традиционная телефонная "лапша", оптоволокно или, например, коаксиальный кабель оператора кабельного телевидения.

Кабель в складчину

А вот тем, кто хочет предоставлять услугу triple play, каналы связи отнюдь не безразличны. Начиная с 2004 года объем средств, потраченных на скупку кабельных активов, ежегодно удваивался, и в прошлом году, согласно оценке старшего консультанта исследовательской компании iKS-Consulting Татьяны Толмачевой, достиг 500 миллионов долларов. Имена крупнейших инвесторов у всех на слуху. Это компании "Ренова-Медиа" Виктора Вексельберга, "Нафта-Москва" Сулеймана Керимова и "Базовый элемент" Олега Дерипаски. Профильный инвестор среди крупных вкладчиков всего один - АФК "Система", контролируемая Владимиром Евтушенковым и дружественная московскому правительству.

И что любопытно, особенно активно шла скупка сетей кабельного телевидения. Понятно, что крупных инвесторов не интересовали полуподпольные сети в небольших городках. Нет, средства миллиардеров шли в более или менее "упакованные" активы в мегаполисах.

Так, крупнейшей сделкой 2005 года на рынке кабельного ТВ (45 миллионов долларов) стало приобретение 74 процентов компании "Мостелеком", обслуживающей около трех миллионов московских квартир. Покупатель - "Нафта-Москва".

Самый большой региональный игрок - "Национальные кабельные сети" (1,6 миллиона абонентов в Москве и области, Санкт-Петербурге, Кургане и др.) - достался в 2005 году "Базовому элементу", а затем его выкупила компания "Нафта-Москва" .

Ралли покупателей продолжилось и в 2006 году. При этом цены, если делить объем инвестиций на количество абонентов, заметно выросли. Так, компания "Ренова-Медиа" весной 2006 года купила 75 процентов московского оператора кабельного телевидения "Телеинформ", работающего в ЮВАО и обслуживающего 400 тысяч абонентов. Ранее, в 2004 году, "Ренова" приобрела за 22,5 миллиона долларов 34 процента "Комкор-ТВ" (знак обслуживания Akado). За акции же "Телеинформа" и право довести свое участие в компании до 100 процентов, по оценке аналитиков, было уплачено 30 миллионов долларов. Компания "Система Масс-Медиа", управляющая медийными активами АФК "Система", в том же 2006 году нацелилась на региональный рынок. Копилка ее пополнилась крупнейшим кабельным оператором Ивановской области "Интер-ТВ", крупнейшим оператором Екатеринбурга "Евротел" и нижегородскими компаниями "Информсервис" и "Сенди".

Но самой крупной сделкой минувшего года стало приобретение "Системой" за 149,9 миллиона долларов объединенного регионального оператора кабельного ТВ "Объединенная кабельная сеть" (900 тысяч абонентов в 28 городах). Скорее всего, покупки кабельных активов продолжатся и в наступившем году. Так, только один из игроков, "Ренова-Медиа", готов потратить в 2007 году 152 миллиона долларов на приобретение у миноритариев пакетов бумаг "Комкор-ТВ". Сектор сетей кабельного ТВ в целом чрезвычайно фрагментирован. Согласно оценке Мининформсвязи в России действует около 7000 операторов кабельного телевидения. Исполнительный директор Ассоциации кабельного телевидения Сергей Столярчук полагает, что число игроков может быть еще больше - ведь многие компании работают всерую.

Чем же обосновать бум инвестиций именно в компании кабельного телевидения? Интерес крупных инвесторов к до сих пор ничем особо себя не проявившим предприятиям легко объясним. За последние годы сети кабельного телевидения, похоже, стали одной из немногих возможностей вложить средства в телекоммуникационную инфраструктуру. Другие существующие сети просто-напросто заняты. С приватизацией контрольного пакета холдинга "Связьинвест", владеющего наиболее развитой инфраструктурой в стране, государство не спешит. Если холдинг и будет когда-либо приватизирован, то вряд ли это произойдет до очередных президентских выборов. А как еще дотянуться до конечных потребителей? Надо либо создавать новую инфраструктуру, либо скупать уже действующих "кабельщиков".

Сергей Коляда, Александр Кулик
"Итоги"
tv-digest.ru